один из технических методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отдельные виды один от другого («Софист» 253 d—e), выделять вид и давать ему определение путем дихотомического членения рода («Политик» 262 b—e); противоположен методу возведения к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей («Федр» 265 d—e). Наиболее яркие образцы использования диэрезы у Платона—в диалогах «Софист» и «Политик». Напр., софистическое искусство определяется так: творческое искусство подразделяется на божественное и человеческое, человеческое—на создающее вещи и их отображения, отображения — на реальные и призрачные, призрачные—на создаваемые посредством орудий и посредством подражания, подражание—на умелое и мнимое, мнимое—на наивное и притворное, притворное—перед толпой (ораторское искусство) и отдельным человеком (софистическое искусство).
Отсюда определение софистики: «творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отдельным человеком» («Софист» 267 а—268с). Аристотель считал, что диэреза полезна только для определения существа данной вещи, которое невозможно дать без знания всех существенных свойств вещи, взятых в определенной последовательности («Вторая Аналитика» 96 b — 97 b). Метод диэрезы вошел в учебники платоновской философии в среднем платонизме (Альбин) и неоплатонизме («Анонимные пролегомены к платоновской философии»). Знаменитое «древо» Порфирия построено на основе метода диэрезы (см.. Дихотомия). В этике термин «диэреза» применял Эпикгет. Лит.: Fragstein A. von. Die Diairesis bei Aristoteles. Arnst., 1967.
Ю. А. Шичалин
ДИЭРЕЗА
ДИЭРЕЗА
Источник: Новая философская энциклопедия
ДИЭРЕЗА
ДИЭРЕЗА (от греч. ????????? - отделение, разделение, расчленение, различение), один из технических методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отдельные виды один от другого (Plat. Soph. 253de), выделять вид и давать ему определение путем дихотомического расчленения рода (Polit. 262b-e); противоположен методу возведения (????????) к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей (Phaedr. 265de). Наиболее эффективной формой диэрезы Платон считал дихотомию, однако допускал, что деление может быть и трехчленным и многочленным (Polit. 287bc, Soph. 265e). Деление понятий должно производиться непрерывно и до логического конца; его можно назвать завершенным, когда достигнуто знание о неделимом далее на противоположные определения виде или сущности, объекта (Phaedr. 277b, Polit. 287с). Яркие образцы использования диэрезы у Платона см. в диалогах «Софист» и «Политик». Например, софистическое искусство определяется так: творческое искусство подразделяется на божественное и человеческое, человеческое - на создающее вещи и создающее их отображения, отображения - на реальные и призрачные, призрачные - на создаваемые посредством орудий и посредством подражания, подражание - на умелое и мнимое, мнимое - на наивное и притворное, притворное - перед толпой (ораторское искусство) и перед отдельным человеком (софистическое искусство). Отсюда определение софистики: «творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отдельным человеком» (Soph. 267a-268c). Аристотель считал, что диэреза полезна только для определения существа (??) данной вещи, которое невозможно без знания всех существенных свойств вещи, взятых в определенной последовательности (An. Post. 96b-97b). Метод диэрезы вошел в учебники платоновской философии в Среднем платонизме (Алкиноп) и неоплатонизме («Анонимные пролегомены к платоновской философии»). Знаменитое «древо» Порфирия построено на основе диэретического метода. В этике термин «диэреза» применял Эпиктет (Diss. II 6, 24; II 19, 15). Лит.: Fragstein ?. von. Die Diairesis bei Aristoteles. Amst, 1967; Falcon A. Aristotle, Speusippus, and the Method of Division, - CQ 50, 2000, p. 402-414. Ю. А. ШИЧАЛИН