ДИАНОЙЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДИАНОЙЯ

Греч.) То же, что Логос. Вечный источник мысли,
"божественная мыслеоснова", которая есть корень всех мыслей. (См.
"Эннойа".)

Источник: Теософский словарь

ДИАНОЙЯ
греч. dianoia - сила мысли) - разум; дианойоэтика или дианойология, - учение о мышлении; Аристотель называл дианойоэтическими добродетелями нравственные силы человеческого разума: науку, искусство, ум или проницательность, мудрость, рассудительность и смышленость.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДИАНОЙЯ
мышление (дискурсивное); понятие греческой философии, преимущественно платонизма. По определению Платона, дианойя—это «происходящая внутри души беззвучная беседа ее с самой собой» («Софист» 263е3—5, ср. также «Определения» 414dl). «Можно одновременно знать несколько вещей, но нельзя одновременно мыслить несколько, так же как говорить, ибо мышление—разновидность речи» (Suda, D 673).
Как дискурсивное силлогистическое мышление дианойя противопоставляется интуитивному уму-нусу. Путем рассуждения и доказательства дианойя дает нам мнение, в лучшем случае истинное, в худшем ложное; ум в мгновенном созерцании обретает истинное знание. В отличие от ума, который в платонизме понимается не как способность, а как субстанция (ум тождествен подлинному бытию, вечному и неизменному), мышление-дианойя—это «деятельность души». В разумной части души есть три вида разума: ум-нус, мышление—дианойя и мнение. Уму душа причастна (и благодаря ему существует); дианойя — естественная деятельность и актуализация души, ее проявление вовне; мнение—это или результат деятельности дианойи, или более низкая мыслительная способность: оно, напр., абстрагирует общие понятия из данных чувственного восприятия. «Мы можем иметь истинное мнение о чем-либо, например, что душа бессмертна; но объяснить, почему она бессмертна,—дело дианойи, а мнение здесь бессильно» (Suda, D 1363).
Мышление и мнение («дианойя» и «докса») часто употребляются у платоников вместе для обозначения низшей, дискурсивной мыслительной способности. Согласно Плотину, человеческие т. н. «умы» отличаются от подлинного Ума тем, что «их содержание составляют умозаключения, они способны только рассуждать и понимать рассуждение (логос), а мыслят лишь с помощью последовательности посылок и выводов, так что сущее рассматривают посредством умозаключения, словно не содержат в себе сущего изначально, но пусты до тех пор, пока не изучат чего-то» ( I, 8, 2).
Лит.: OehlerK. Die Lehre vom noetisehen und dianoetisehen Denken bei Platon und Aristoteles. Munch., 1962.
T. Ю. Бородой

Источник: Новая философская энциклопедия

ДИАНОЙЯ
ДИАНОЙЯ (???????), «мышление» (дискурсивное); понятие др.-греч. философии, преимущественно платонизма. По определению Платона, диа-нойя - это «происходящая внутри души беззвучная беседа ее с самой собой» (Plat. Soph. 263еЗ-5, ср.: [Plat.] Def. 414dl). «Можно одновременно знать несколько вещей, но нельзя одновременно мыслить несколько, так же как говорить, ибо мышление - разновидность речи» (Suda, Д 673).     Как дискурсивное силлогистическое мышление дианойя противопоставляется интуитивному уму (????). Дианойя путем рассуждения и доказательства дает нам мнение, в лучшем случае истинное, в худшем - ложное; ум в мгновенном созерцании обретает истинное знание. В отличие от ума, который в платонизме понимается не как способность, а как субстанция (ум тождествен подлинному бытию, вечному и неизменному), мышление-??????? - это «деятельность души». В разумной части души есть три вида разума: ум (????), мышление (???????) и мнение. Уму душа причастна (и благодаря ему существует); дианойя - естественная деятельность и актуализация души, ее проявление вовне; мнением называется или результат деятельности дианойи, или более низкая мыслительная способность: оно, например, абстрагирует общие понятия из данных чувственного восприятия. «Мы можем иметь истинное мнение о чем-либо, например, что душа бессмертна; но объяснить, почему она бессмертна, дело дианойи, а мнение здесь бессильно» (Suda, ? 1363).     Мышление и мнение («дианойя» и «докса») часто употребляются у платоников вместе для обозначения низшей, дискурсивной (?? ??????????) мыслительной способности. Согласно Плотину, человеческие «так называемые умы» отличаются от подлинного Ума тем, что «их содержание составляют умозаключения, они способны только рассуждать и понимать рассуждение (логос), а мыслят лишь с помощью последовательности посылок и выводов, так что сущее рассматривают посредством умозаключения, словно не содержат в себе сущего изначально, но пусты до тех пор, пока не изучат чего-то» (Enn. I 8, 2).     Лит.: Oehler К. Die Lehre vom noetischen und dianoetischen Denken bei Piaton und Aristoteles. Ein Beitrag zur Erforschung der Geschichte des Bewusstseinsproblems in der Antike. M?nch.. 1962.     Т. Ю. БОРОДАЙ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь