ДИАНА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДИАНА
богиня охоты в др.-римск. мифологии. Соответствует др.-греч. Артемиде.

Источник: Атеистический словарь

ДИАНА
римская богиня растительности и охоты. В качестве богини женственности и плодородия считалась покровительницей рожениц. Соответствует греческой Артемиде.  

Источник: Религиоведческий словарь

ДИАНА
(Diana) - в др.-италийской мифологии - богиня, покровительница замужних женщин и рожениц. Позже считалась богиней охоты, подательницей света и жизни и была отождествлена с греч. Артемидой. По преданию, культ Д. занесли в Рим плебеи. Д. считалась покровительницей низших классов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Диана
рим.)  – древнеримская богиня растительности, олицетворение луны. Впоследствии была отождествлена с Артемидой и стала также богиней охоты, деторождения и покровительницей диких зверей. Годовщина основания храма Д. на Авентинском холме считалась праздником рабов, а сама богиня считалась защитницей плебеев и рабов. С Авентинским храмом Д. связана легенда о корове, владельцу которой было предсказано, что принесший ее в жертву в этом храме обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел этой коровой, принес ее в жертву и прикрепил ее рога в храме.

Источник: Мифологический словарь

ДИАНА
Римская богиня растительности, олицетворение луны. Ее отождествляли с Артемидой и Гекатой, отчего она получила эпитет Тривия — «богиня трех дорог», толковавшийся и как знак тройной власти Дианы: на небе, земле и под землей. Диана считалась богиней-покровительницей Латинского союза, и с переходом главенства в этом союзе к Риму царем Сервием Туллием был основан на Авентине храм Дианы; годовщина основания храма считалась праздником рабов — servorum dies.
Известны святилища Дианы в Кампании и в роще на озере Неми. С храмом Дианы на Авентине связано предание о корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву Диане в этом храме, обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел коровой, принес ее в жертву и прикрепил ее рога в храме.
В римских провинциях под именем Дианы почитались туземные богини — «хозяйки леса», богини-матери, подательницы плодородия.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Диана
Древнеиталийская богиня света и луны (первоначально – женская половина бога света и солнца Януса), почитаемая различными итальянскими народами. Знаменитейшими святилищами ее были: священная роща у озера Неми, где рядом с ней поклонялись демону Вербию, и храм, основанный Сервием Туллием на Авентинском холме. Как и другие италийские боги, Диана отождествлялась с греческим божеством – Артемидой, культ которой, вместе с культом ее брата Аполлона, рано нашел доступ в Рим.
Артемида, по обычному преданию дочь Зевса и Леты, была первоначально богиней света и луны, потому ей, как и всем богам света, давали в атрибуты лук и стрелы, а как богине ночи – факел. Как олицетворение бесплодной луны, Артемиду считали девственницей.
В некоторых частях Греции – в Аркадии и Этолии – она считалась богиней лесов, рек и ручьев.
Спутница нимф, строго наказывающая всякое оскорбление скромности, покровительница охотников, Диана вместе с тем и покровительница дичи.
В союзе с Аполлоном она является карательницей гордости и самомнения людей, выходящих из границ, указанных божеством (см. Ниобея). Как Аполлон, она убивает стрелами людей, особенно женщин и детей, и посылает болезни на людей и животных.
Изображалась Артемида-Диана или в длинном женском одеянии, или с приподнятым, для удобства охоты, хитоном. Обычно у нее за плечами колчан, а в руках лук или факел. Нередко около Дианы стоит лань, как, напр., на известном изображении так наз. версальской Дианы (вероятно, это – произведение греч. художника, сделанное в последние годы республики в Риме; найдено на вилле Адриана; в настоящее время в Луврском музее). На некоторых изображениях богиня сидит на лани, на других она вместе с Аполлоном едет на колеснице, запряженной ланями. Сначала от греческой Артемиды отличалась, а позднее слилась с ней таврская и эфесская Артемида – азиатская богиня, олицетворявшая убивающую и возрождающую силу природы. Первая, родина которой была Каппадокия и Понт, представляла враждебную жизни сторону природы. Ей поклонялись в некоторых местах Аттики (куда, по сказанию, Ифигения привезла ее изображение из таврического Херсонеса), в Спарте, в южной Италии, всюду – с обрядами, сохранившими следы древних человеческих жертв. Эфесская Артемида, которой служили жрецы-евнухи, имела основанный амазонками храм, одно из известнейших святилищ М. Азии; ее изображение в виде мумии указывало на глубокую древность и представляло собой богиню плодородия, с многочисленными грудями.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Похожие термины:

  • БЕРЕСТОВСКАЯ Диана Сергеевна

    Родилась 26 мая 1934 г. в г. Воронеже. Окончила историко-филологический факультет Воронежского государственного университета. С 1969 г. старший препод., с 1976 г. доц., с 1992 г. проф. кафедры философии Симферо
  • ЛОЛАЕВА Диана Таймуразовна

    Родилась 19 февраля 1972 г. во Владикавказе. Окончила с отличием исторический факультет Северо-Осетинского государственного университета (1994). В 2001 году в Московском государственном университете им.
  • САДАКОВА Диана Анатольевна

    Родилась 25 октября 1978 г. Окончила исторический факультет Сочинского университета туризма и курортного дела (1998), аспирантуру Российского государственного педагогического университета им. А.И. Ге