ДИАЛОГИЗМ

Найдено 1 определение
ДИАЛОГИЗМ
направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога - в качестве отношения к Другому как к "Ты". К Д. прежде всего относятся работы Розенцвейга, О. Розенштока-Хюсси, Ф. Эбнера, Бубера и Бахтина. Важную роль в становлении Д. сыграл кружок "Патмос" в Берлине (1919-1923). Существенная часть проекта - критика предшествовавшего, солипсически-монологического языка классической философии. Сущность последнего фиксировалась как нацеленность сознающего на объекты ("Оно") или на самого себя ("теоретичность"). Новое же мышление должно базироваться на "отношении" (а не познании) и ориентироваться на воплощение в "поступок", а не оставаться на уровне созерцания. Действительное "Я" - результат спонтанной направленности человека на что-то Иное помимо себя. Розенцвейг утверждал новую основу мышления - об очевидности "мыслю, следовательно, говорю", такая мысль - всегда мысль-для-этого-другого. Эбнер рассматривал всякое "Ты" (в качестве Иного) как отблеск единственного "Ты" Бога, с которым человек ведет непрекращающийся диалог, осознание чего в полной мере - возвращение к истинности мышления. Бубер же акцентирует внимание на том, что "Ты" различных существ самостоятельны и разнообразны, в то же время он ставил вопрос о сфере "между", в которой (а не в субъектах или вещах) и возникают подлинные смыслы. Проект Д. не был осуществлен полностью из-за ярко выраженного тяготения его приверженцев к мифологичности языка - интеллектуальной моде начала 20 в. Однако Д. мощно повлиял на экзистенциализм (Марсель, Ясперс), феноменологию (Сартр, Левинас), герменевтику (Гадамер, Рикер) и явился течением, во многом определяющим современный образ философской мысли.
Д.В. Майборода

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Диалогизм как фактор развития русской философии

Замалеев Александр Фазлаевич
Диалогизм рассматривается как форма зарождения и развития русской философии. В качестве примеров анализируются связи духовно-академической философии с кантианством и славянофильства с панлогизмом Гегеля.
Читать PDF
0.00 байт

Теория субъект-объектных отношений А. И. Введенского: от Канта к диалогизму

Зиновьев Илья Викторович
В статье рассматриваются основные положения теории субъект-объектных отношений русского кантианца А.И. Введенского (1856-1925).
Читать PDF
0.00 байт

Принцип диалогизма М. М. Бахтина как методологическое основание для исследования социокультурной иде

Сауткин Александр Александрович
В статье некоторые из идей Михаила Бахтина представлены в качестве базиса для социально-философского осмысления социокультурной идентичности.
Читать PDF
0.00 байт

Роль экзистенциализма и диалогизма в деструкции трансцендентального субъекта классической феноменоло

Мащитько Сергей Михайлович
В статье рассматривается роль экзистенциализма Ж.-П. Сартра и диалогизма Э. Левинаса в преодолении идеи трансцендентального субъекта в рамках феноменологии Э. Гуссерля.