ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 1 определение
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
философия диалога, диалогизм) - совокупное обозначение философских учений, исходным пунктом которых является понятие диалога. Диалогическое отношение, или отношение Я - Ты, мыслится при этом как фундаментальная характеристика положения человека в мире. Д.ф. полемически заострена против трансцендентальной философии сознания, отправной точкой которой выступает автономное (и в этом смысле - "монологическое") Я. Утверждая первичный характер отношения Я - Ты, представители Д.ф. настаивают на том, что вне этого отношения человеческий индивид вообще не может сложиться в качестве самости. Хотя принципиальную значимость Я - Ты-отношения в структуре человеческого отношения к миру подчеркивали уже многие мыслители XIX в. (например, Л. Фейербах), в качестве относительно самостоятельного интеллектуального течения Д.ф. сложилась в 20-е годы. Независимо друг от друга и опираясь на различные философско-религиозные традиции, ее основоположения развивали Бубер, Франц Розенцвейг, Адольф Гарнак, Фридрих Гогартен, Эбнер. После второй мировой войны идеи Д.ф. разрабатывали Марсель, Левинас и др.
Бубер М. Я и Ты (1923). М., 1993; Гадамер Г.-Г. Неспособность к разговору // Он же. Актуальность прекрасного. М., 1991; 5. Waldenfels. Das Zwischenreich des Dialogs. Fr./M" 1970.

Источник: Современная западная философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
218.85 кб

Культурно-диалогический подход в психологическом исследовании рефлексии: философско-методологические

Аникина В. Г.
При анализе различных философских традиций: трансцендентальной, марксистской, экзистенциально-герменевтической — создаются основания для нового ракурса рассмотрения рефлексии.
Читать PDF
200.19 кб

Троичность и другой. С. Н. Булгаков и философы русского религиозного Ренессанса в поиске диалогическ

Красицкий Ян
Читать PDF
369.94 кб

Диалоговая парадигма познавательной деятельности (от диалогической онтологии М. Бубера к философии п

Иванов Константин Павлович
Сегодня прежние подходы к изучению диалогической тематики меняются с учетом трансформаций социального бытия. В этой связи требует осмысления особая диалоговая природа познавательной деятельности.