Диалектико-материалистическая философия
Диалектико-материалистическая философия
Маркс Карл (1818-1883) и Энгельс Фридрих (1820-1895) совершили глубокий переворот в общественной мысли - в философии, социологии и политической экономии. Учение Маркса и Энгельса получило название марксизм - по имени автора главного теоретического труда, в котором выражена и обоснована сущность этого учения, - «Капитала» Маркса. Основные работы Маркса: «К критике гегелевской философии права», «Экономическо-философские рукописи 1844 года», вместе с Энгельсом написаны произведения: «Святое семейство, или Критика критической критики», «Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии», «Тезисы о Фейербахе», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Главное положение марксизма: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Основные разделы марксизма: диалектический материализм, исторический материализм, учение о построении социализма (коммунизма), политэкономия. Марксом и Энгельсом были переосмыслены гегелевская диалектика и философия права, в результате они пришли к материалистическому пониманию истории. История человечества - это естественно- исторический процесс. Законы истории объективны. В марксизме разработаны понятия о способе производства и общественно экономических формациях, в основе которых лежит тот или иной способ производства. Совокупность материальных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, называется производственными отноше ниями. Маркс выделил первобытную, рабовладельческую, феодальную, буржуазно-капиталистическую, социалистическую (коммунистическую) общественно-экономические формации. Общественно-экономическая формация - понятие философское. В структуру формации входит производственный базис общества ( способ производства), состоящий из производительных сил и производственных отношений, он первичен, и социально-идеологическая надстройка, в которую входят наука, искусство, политика, религия, идеология и др. Главными в производственных отношениях являются отношения собственности на средства производства. В обществе выделяются классы - группы людей, различающиеся отношением собственности на средства производства. Общественно историческая сущность сознания выражается в том, что сознание является продуктом социальной среды и не возникает вне общества. В структуру общественного сознания не входит государство.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»