термин пифагорейскоплатонич. философии для обозначения принципа неопределенности, неоформленности, множества и материальной текучести в противоположность монаде («единице») как принципу единства, стабильности и формы. В поздней доксографии (Диоген Лаэртий 8, 25; «Мнения философов»-Plac. l, 3, 8; Секст Эмпирик, Adv. Math. 10, 261, 276 и др.) учение о монаде и Д. как высших принципах бытия приписывается Пифагору, но, как показывает источниковедч. анализ, оно сложилось (на пифагорейской основе) и терминологически оформилось в Древней Академии. В «неписанном учении» Платона, отраженном в лекции «О благе» (Аристотель, fr. 27-31 ROSS), «неопределенная двоица» (называемая также «болыпоеималое», или «большееименьшее», или «неравное») - интеллигибельная материя идейчисел, к-рые порождаются из нее активным и формообразующим принципом - «единым» (??). Спевсипп, заменивший идеи и идеальные числа Платона математич. числами, подставил на место «двоицы» - «множество», что отразилось в отредактированной Спевсиппом «пифагорейской» таблице десяти противоположностей (Аристотель, Метафизика 986 а 23 слл.). Ксенократ в целом восстановил платоновское учение о «неопределенной двоице» (фр. 26-28 Heinze), но при этом говорил также о персонифицированной Д.- женском божестве, мировой душе и «матери богов», т. е. «светил» и «космоса», противопоставляя ей монаду как мужской принцип, отождествляемый с Зевсом, умом (нусом) и «нечетом» (фр. 15 Heinze). Оппозиция монады - Д. сохраняет свое значение в среднем платонизме (Плутарх), неопифагореизме (особенно у Нумения), подчас с монистич. тенденцией подчинить Д. монаде как низший принцип, а также в кругу идей гностицизма и герметизма, но отходит на задний план у Плотина (Д.- первая эманация единого).
ДИАДА
ДИАДА
Источник: Советский философский словарь
ДИАДА
греч. dias - двоица) - термин пифагорейцев и платоников для обозначения "иного монады". В пифагорейской философии особо выделяется следующая "четверица" категорий: 1) монада, т. е. первоначало, эфир, нус; 2) диада, или первоматерия, неопределенная двоица, апейрон; она подчинена эфиру как действующей причине; 3) хронос, время; 4) пространство, бездна - бесконечное и бестелесное существо. Эта "четверица" - корень жизни.
Согласно Пифагору, Д. относится к причине страдательной и материальной и представляет собой видимый мир. В этом мире господствуют различия, противоположности, изменения. В силу своей текучести материя всегда есть нечто "иное", неопределенное, множественное, неоформленное. В противоположность Д., монада выражает божественную сущность; монадический принцип есть принцип стабильности и формы. Через посредство Д. монада вызывает к жизни Вселенную, проявляется в мире и завершается в триаде. Тогда Д. оказывается слиянием вечно-мужского и вечно-женского в Боге. Нечетные числа у пифагорейцев почитались за божественные, а четные сопрягались с земным началом. В Д. они усматривали источник зла, дифференциации, противоположения, дисгармонии. Е. П. Блаватская подчеркивает, что у ранних пифагорейцев "Диада была тем несовершенным состоянием, в которое впало проявленное существо, когда оно отделилось от Монады. Это было той точкою, из которой раздвоились два пути - добра и зла. Все, что было двулично или ложно, называлось ими "Двоячностью"" (Блаватская Е. П. Тайная доктрина. В 2 т. Т. 2. M., 1991, с. 722).
Филолай и Архит сформировали основные понятия пифагорейской математики, в т. ч. понятия единства Д. и гармонии. Вслед за пифагорейцами Платон и платоники противопоставляют монаде Д. и мыслят в последней беспредельность, беспорядочность и бесформенность. Спевсипп подставил на место "двоицы" - "множество", и впоследствии неоплатоники при противопоставлении формы и материи предпочитали пользоваться терминологией "единое - многое". У Плотина Д. - первая эманация Единого.
Д. В. Пивоваров
Согласно Пифагору, Д. относится к причине страдательной и материальной и представляет собой видимый мир. В этом мире господствуют различия, противоположности, изменения. В силу своей текучести материя всегда есть нечто "иное", неопределенное, множественное, неоформленное. В противоположность Д., монада выражает божественную сущность; монадический принцип есть принцип стабильности и формы. Через посредство Д. монада вызывает к жизни Вселенную, проявляется в мире и завершается в триаде. Тогда Д. оказывается слиянием вечно-мужского и вечно-женского в Боге. Нечетные числа у пифагорейцев почитались за божественные, а четные сопрягались с земным началом. В Д. они усматривали источник зла, дифференциации, противоположения, дисгармонии. Е. П. Блаватская подчеркивает, что у ранних пифагорейцев "Диада была тем несовершенным состоянием, в которое впало проявленное существо, когда оно отделилось от Монады. Это было той точкою, из которой раздвоились два пути - добра и зла. Все, что было двулично или ложно, называлось ими "Двоячностью"" (Блаватская Е. П. Тайная доктрина. В 2 т. Т. 2. M., 1991, с. 722).
Филолай и Архит сформировали основные понятия пифагорейской математики, в т. ч. понятия единства Д. и гармонии. Вслед за пифагорейцами Платон и платоники противопоставляют монаде Д. и мыслят в последней беспредельность, беспорядочность и бесформенность. Спевсипп подставил на место "двоицы" - "множество", и впоследствии неоплатоники при противопоставлении формы и материи предпочитали пользоваться терминологией "единое - многое". У Плотина Д. - первая эманация Единого.
Д. В. Пивоваров
Источник: Современный философский словарь