санскр., букв.- звук, отзвук), одно из центр. понятий др.-инд. поэтики и эстетики. Учение о Д. получило завершение в соч. Анандавардханы «Дхваньялока» («Свет Д.»), созданном в кон. 9 в. в Кашмире. Тема Д. анализировалась и позднее, напр. в трактате Абхинавагупты «Лочана» (10-11 вв.). Д., определяемое как «атман (душа) поэзии», составляет ядро поэтич. речи, отличая ее от непоэтической. Оно появляется там, где есть семантич. двуплановость, выявляющая смыслы, отличные от собств. значения данного элемента. Особая сфера Д. связана с невыраженным, или угадываемым, значением: Д., подобно светильнику, освещает и свое собств. значение и нечто иное - невыраженное, но «проявляемое». Существует особая классификация этих угадываемых значений.
ДХВАНИ
ДХВАНИ
Источник: Советский философский словарь
ДХВАНИ
санскр., букв. – звук, гул) – одна из осн. доктрин древнеинд. эстетики. Впервые систематически изложена в метрич. трактате "Дхваникарика", автор к-рого точно неизвестен. Возможно, им был кашмирский поэт и философ 2-й пол. 9 в. Анан-давардхана, написавший к этому трактату обширный комментарий "Дхваньялока". Учение о Д. связано с учениями инд. грамматиков о буквальном, или назывательном (абхидха), и переносном, или изобразительном (лакшана), значении слов. К этим двум значениям Анандавардхана добавил третье, символическое (вьян-джана), реализующее скрытый смысл слова или предложения. Так, фраза: "Стоянка пастухов на Ганге", взятая в буквальном значении, – бессмысленна; благодаря переносному значению она понимается как "стоянка пастухов на берегу Ганга"; но, помимо этого, в ней содержится еще скрытый смысл, зависящий от упоминания Ганга и придающий описанной ситуации оттенок святости. Такого рода скрытый смысл, к-рый входит в намерения говорящего, но непосредственно не выражен и представляет собой как бы намек, отзвук, был назван в инд. поэтиках Д. В Д. авторы поэтик видели душу (атман) поэзии и в связи с этим всю поэзию делили на высшую, в к-рой Д. играет доминирующую роль, среднюю, где Д. есть, но подчинено тому, что высказано прямо, и низшую, или описательную, в к-рой Д. отсутствует и осн. упор сделан на поэтич. фигуры. При этом нек-рые теоретики (напр., Вишванатха, автор трактата "Сахитьядарпана", 14 в.) не признавали за описат. поэзией даже права называться поэзией. Анандавардхана различал три рода Д.: Д., связанное с поэтич. фигурами (аланкара), с содержанием (васту) и с эмоц. состоянием (раса). Последний вид Д. (дхванираса) он считал основным, а Абхинавагупта, автор комментария к "Дхваньялоке" – Дхваньялокалочана (10–11 вв.) полагал даже, что к нему, в конечном итоге, сводятся и остальные виды Д. Сторонники доктрины Д. связали ее с теорией расы, полагая, что Д. является безусловным и единств. средством возбуждения эстетич. наслаждения. Развивая свои взгляды, Анандавардхана указывал, что Д. упраздняет прямой смысл сказанного или, сопутствуя ему, отодвигает его на второй план. При этом Д. воспринимается мгновенно и непосредственно тогда, когда речь идет о Д. как эмоц. состоянии и, наоборот, постигается постепенно и путем умозаключения, если подразумевается содержание или поэтич. фигура. Теория Д. встретила оппозицию со стороны Махимабхатты (11 в.) в трактате "Вьяктививека" и Кунтаки (11 в.) в соч. "Вакроктидживита", но в целом была принята позднейшими теоретиками и наряду с теорией расы стала господствующей в инд. поэтике. Осн. концепции ранней школы поэтики были приведены в соответствие с ними, и ценность таких категорий, как поэтич. украшения (аланкара), достоинства (гуна), стили (вритти) и т.д., стала определяться тем, насколько они способствуют проявлению в поэзии главного – расы и Д. Лит.: Щербатской Ф. И., Теория поэзии в Индии, "Ж. мин-ва народного просвещения", 1902, июнь, с. 308–20; Ларин Б., Учение о символе в индийской поэтике, в сб.: Поэтика, вып. 2, Л., 1927, с. 29–43; De S. К., History of Sanskrit poetics, v. 1–2, Calcutta, 1960; Sankaran A., Some aspects of literary criticism in Sanskrit or the theories of Rasa and Dhvani, Madras, 1929; Renou L., Le dhvani dans la po?tique sanskrite, "Adhyar Library Bull.", v. XVIII, p. 1–20 Edgerton F., Indirect suggestion in poetry: a Hindu theo ry of literary aesthetics, "Proc. Amer. Philos. Soc", 1936, v. 76 No 5, p. 687–706. П. Гринцер. Москва
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ДХВАНИ
санскр. dhvani—резонанс, букв. — отзвук, эхо, аналогичное звуку, слышимому тогда, когда колокольчик уже перестал звучать) — 1. В индийской лингвистической философии обозначение изменчивых физических звуков в противоположность вечной спхоте (носителю смысла) или вечному слову (шабда). Однако Бхартрихари различает два типа дхвани: базовые звуки (prakrtadhvani) и вариативные звуки (vaikrtadhvani). Пракрита-дхвани для Бхартрихари—это идеальные, неделимые, архетипические звуки, резонирующие в сознании (и поэтому узнаваемые другим сознанием), но не в органах артикуляции. На их основе формируются вариативные, или эмпирические, звуки, коррелирующие с артикулированной речью. Если первые дифференцируются в соответствии с долготой гласных и согласных (которая бывает краткой—одна матра, долгой— две матры и протяженной—три матры), то вторые—в соответствии с индивидуальной манерой говорящего произносить слова (ассоциируется со скоростью и классифицируется на быструю, среднюю и долгую). Ввиду того что различия в долготе ассоциируются с положением органов артикуляции в ходе звукоизвлечения, они рассматриваются как составная часть фонетической системы санскрита. Что же касается скорости речевого потока, то она зависит от быстроты смены положения органов артикуляции и поэтому не входит в фонетическую систему как таковую. В связи с этим различия в долготе связываются Бхартрихари с базовыми звуками, а индивидуальная скорость звукоизвлечения—с вариативными. В последующих лингвофилософских концепциях вайкрита ассоциируется с «проявленной» (vaikhari) речью, а пракрита—с «срединной» (madhyama), звучащей «про себя». Высшая же, «видящая» (pasyanti) речь коррелирует со спхотой. См. также Философия языка в Индии.
В. Г. Лысенко
2. В индийской эстетике дхвани обычно интерпретируется как «намек» или «внушение», возникающие в результате знакомства с поэтическим произведением. Автором концепции дхвани являлся крупнейший индийский теоретик Анандавардхана (9 в.). Придерживаясь традиционного взгляда на основу или «тело» поэзии, понимаемое как сочетание слова (sabda) и выражаемого с его помощью смысла (artha), Анандавардхана предложил новое толкование «души» поэзии. В отличие от предшественников он видел «душу» поэзии не в аланкарах, гунах или вритти, а в особом скрытом, суггестивном воздействии художественного текста, которому дал название дхвани. При этом Анандавардхана не отрицал важности выраженного и явного смысла. Подобно тому как тело является вместилищем души, скрытый смысл может восприниматься лишь при посредстве выраженного. Поясняя эту мысль, Анандавардхана приводит в пример человека, который, нуждаясь в свете, заботится о его источнике—пламени и светильнике. Аналогичным образом должен поступать и поэт, создающий выраженный смысл, но имеющий главное намерение—передать смысл невыраженный. В этом смысле дхвани основывалось на своего рода языковой игре и возникало благодаря умелому обращению как с содержательными, так и с формальными возможностями речи. Скрытый смысл возбуждался фонемами, падежными окончаниями, словом как таковым, законченным предложением и т. д. Он мог восприниматься и по частям, но полностью проявлялся лишь в контексте всего произведения. Главную цель воссоздания скрытого смысла Анандхавардхана видел в построении высказываний, способствующих возбуждению.расы. Раса в качестве особого рода эмоции, возникаюшей при знакомстве с художественным произведением, не могла, согласно Анандавардхане, создаваться словами как таковыми, но зато пробуждалась в сердце чувствительного слушателя (или зрителя в театре) благодаря внушению дхвани. Верно подобранные слова, употребленные в соответствующих сочетаниях и формах, вследствие дхвани заставляли аудиторию испытывать определенное чувство, переживая состояние любви, радости, скорби, гнева, отваги, страха, отвращения, удивления и покоя. Концепция дхвани имела множество последователей, создав новую точку отсчета для развития средневековой индийской поэтики.
Н. Р. Лидова
В. Г. Лысенко
2. В индийской эстетике дхвани обычно интерпретируется как «намек» или «внушение», возникающие в результате знакомства с поэтическим произведением. Автором концепции дхвани являлся крупнейший индийский теоретик Анандавардхана (9 в.). Придерживаясь традиционного взгляда на основу или «тело» поэзии, понимаемое как сочетание слова (sabda) и выражаемого с его помощью смысла (artha), Анандавардхана предложил новое толкование «души» поэзии. В отличие от предшественников он видел «душу» поэзии не в аланкарах, гунах или вритти, а в особом скрытом, суггестивном воздействии художественного текста, которому дал название дхвани. При этом Анандавардхана не отрицал важности выраженного и явного смысла. Подобно тому как тело является вместилищем души, скрытый смысл может восприниматься лишь при посредстве выраженного. Поясняя эту мысль, Анандавардхана приводит в пример человека, который, нуждаясь в свете, заботится о его источнике—пламени и светильнике. Аналогичным образом должен поступать и поэт, создающий выраженный смысл, но имеющий главное намерение—передать смысл невыраженный. В этом смысле дхвани основывалось на своего рода языковой игре и возникало благодаря умелому обращению как с содержательными, так и с формальными возможностями речи. Скрытый смысл возбуждался фонемами, падежными окончаниями, словом как таковым, законченным предложением и т. д. Он мог восприниматься и по частям, но полностью проявлялся лишь в контексте всего произведения. Главную цель воссоздания скрытого смысла Анандхавардхана видел в построении высказываний, способствующих возбуждению.расы. Раса в качестве особого рода эмоции, возникаюшей при знакомстве с художественным произведением, не могла, согласно Анандавардхане, создаваться словами как таковыми, но зато пробуждалась в сердце чувствительного слушателя (или зрителя в театре) благодаря внушению дхвани. Верно подобранные слова, употребленные в соответствующих сочетаниях и формах, вследствие дхвани заставляли аудиторию испытывать определенное чувство, переживая состояние любви, радости, скорби, гнева, отваги, страха, отвращения, удивления и покоя. Концепция дхвани имела множество последователей, создав новую точку отсчета для развития средневековой индийской поэтики.
Н. Р. Лидова
Источник: Новая философская энциклопедия