дхармы (от санскр. дхар-нести поддерживать)
дхармы (от санскр. "дхар"-нести поддерживать)
важнейший термин индийской философии, зд. – буддийской онтологии. Жизнь во всех ее проявлениях есть выражение (воплощение) различных комбинаций или потоков нематериальных частиц различных видов – дхарм. Это элементарные единицы бытия. Смерть объясняется распадом прежней комбинации. Новое рождение – возникновением нового сочетания, образующегося по закону кармы. Следует отметить, что в буддизме отсутствует понятие единой, неделимой, бессмертной, субстанциальной души (см. Сансара, ср. Метемпсихоз). Однако, вряд ли можно трактовать образование вещей из дхарм (и их объективную реальность, соответственно) по образу и подобию европейской модели атомизма. Для индийской философии характерны представления об онтологической неподлинности чувственного многообразия, той реальности, которая нас окружает, о ее иллюзорности. Это обозначается еще одним важнейшим термином майя (иллюзия). Мы видим мир «во множественности» как бы через «наброшенное на него покрывало», скрывающее от нас его подлинную единую основу и уводящее наше познание в сторону от попытки постичь тотальное единство мироздания в его божественной и безличной, по сути, основе (брахман, он же атман, «все есть одно»), упраздняя все различия между субъектом и объектом.
Источник: Краткий философский глоссарий