ДХАРМОТТАРА, Дхарматрата

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДХАРМОТТАРА, Дхарматрата
представитель школы йогачара в Индии. Э. Фраувальнер датирует его жизнь 750-810, С. Ч. Видьябхушана полагает, что он жил лет на 60 позже. Сведения о его жизни крайне скудны, сочинения - малоизученны. Д относится к тому направлению в школе йогачара, к-рое считало все наше познание ложным, в отличие от Дхармакирти, признававшего истинность чувственного познания. До нас дошли 6 сочинений Д.: в санскр. оригинале — «Ньяябинду-тика» (комментарий на «Краткий учебник логики» Дхармакирти), остальные - в тиб. переводах; среди них — комментарий на «Праманавинишчая» Дхармакирти, «Апоханама-пракарана» (об отрицательном значении слов) и «Кшанабханга-сиддхи» (Объяснение расчленения представлений на моменты) и др. Н.А.Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ДХАРМОТТАРА, Дхарматрата
санскр. Dharmottara, Dharmatrata) (ок. 750—810 или на 60 лет позднее)—представитель школы йогачара в индийском буддизме. Сохранившиеся сведения о его жизни крайне скудны, сочинения мало изучены. Дхармоттара принадлежал к крайнему крылу школы йогачара, представители которого считали все познание ложным. Это отличает их гносеологическую позицию от позиции другого крыла йогачары (представленного, в частности, Дхармакирти), признававшего истинность чувственного познания. Сохранились шесть сочинений Дхармоттары: в санскритском оригинале — «Ньяябинду-тика» (Комментарий на «Краткий учебник логики» Дхармакирти), в тибетских переводах—комментарий на «Праманавинишчая» Дхармакирти, «Апоханама-пракарана» («Об отрицательном значении слов»), «Кшанабханга-сиддхи» («Объяснение расчленения представлений на моменты») и др.
Соч.: Ksanabhangasiddhi.— «Wiener Zeitschrift ffir des Kundes Morgenlandes» (W.), 1935, N 42; Tika on Dhannaktis Nyayabindu.-«Bibliotheca Buddhica», т. 11.СПб., 1909.
H. А. Канаева

Источник: Новая философская энциклопедия