ДХАРМАСКАНДХА

Найдено 1 определение
ДХАРМАСКАНДХА
(санскр. Dharmaskandha-«KoMпоненты [буддийского] учения») — один из ранних текстов абхидхармической (схоластической) традиции сарвастивадинов, приписываемый ближайшим ученикам Будды (по одному преданию — Шарипутре, по другому - Маудгальяяне), но реально датируемый 3 в. до н.э. Трактат состоит из 12 глав, посвященных преимущественно сотериологии — этапам продвижения адепта к конечной цели.
В гл. I указываются пять самых начальных предписаний-запретов, к-рые должен соблюдать адепт: воздержание от вреждения живым существам (ахимса), присвоения чужого, нарушения целомудрия, бесчестного поведения и употребления спиртных напитков.
В гл. II, где комментируется рекомендация Будды культивировать с постоянством четыре «фактора» (Самъютта-никая V. 347-349), уточняется первый из них — служение «достойному» (satpurusa). К «достойным» относится сам Будда, один из его учеников или тот, кто «практикует» нравственное поведение (шила), устраняется от действия главных аффектов — желания, ненависти и «ослепления» (см. Доши, Клеши) и может наставлять разумные существа. «Служение» же - это почитание такого лица.
В гл. III, посвященной «безмятежности», комментируется высказывание Будды о том, что ее следует обретать в «трех драгоценностях» - Будде, учении и общине, а также в нравственном поведении (Самъютта-никая V.365-366).
В связи с Буддой различаются два уровня «совершенного существа»—обусловленный и необусловленный: первое обрело «плод», реализовало все возможности и потенции, нравственное поведение, благие «корни» (кушала) и десять факторов продвижения (восьмеричный путь, также правильное «освобождение» и корректное знание), второе ликвидировало все страсти и достигло «освобождения». Уточняется и то, что эпитет Будды «господин» (bhagavat) означает того, кто обладает высшими «благими факторами» и достиг совершенства в телесном «нравственном» поведении и мудрости, обладая также бесконечным великодушием (см. Майтри) и великим состраданием (см. Каруна).
В связи с общиной различаются шесть уровней адептов: «кандидат» на статус того, кто осуществляет «пересечение» потока сансары (srotopanna), непрерывно продвигается по благому пути, но еще не избавился от страстей; осуществляющий это «пересечение» характеризуется как тот, кто уже разорвал тройные узы (вероятно, желания, ненависти и «ослепления»), перестал рассматривать себя как индивидуальное Я, устранил сомнения и избавился от привязанности к нравственным предписаниям и обетам (что, нельзя не отметить, с его стороны более чем логично, если он уже избавился от своего индивидуального самосознания), но пока не может достичь результатов того, кому предстоит «вернуться в мир сансары еще только однажды» (sakrdagamin). «Кандидат» на этот статус уже по большей части разрушил желание и ненависть, культивируя непосредственную «реализацию» «четырех благородных истин» (о страдании, его истоке, прекращении и пути к последнему). Достигший этого статуса преуспевает во всем, хотя еще и не становится тем, кто «не возвращается в мир сансары» (anagamin). «Кандидат» на этот статус окончательно избавляется от желания и ненависти и в совершенстве постигает «четыре благородные истины». Достигшему же «невозвращения» доступно все, кроме того, что достигает «совершенное существо» (mahasattva). Безмятежность в нравственном поведении истолковывается как незагрязненные телесные и речевые «ограничения» и как правила благопристойного вкушения пищи. Лит.: Greiner F., Potter К.N. Dharmaskandha // Encyclopedia of Indian Philosophies. Vbl.VII. Abhidharma Buddhism To 150 AD / Ed. by K.H. Potter, R.E. Buswell, PS. Jaini, N.R. Reat. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 1996. P. 179-187. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001