ок. 600–660 н.э.), буддийский философ из южной Индии, автор интересных трактатов о восприятии, познании и эпистемологии, написанных в традициях Дигнаги (ок. 480–540).
ДХАРМАКИРТИ
Дхармакирти
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
ДХАРМАКИРТИ
7-8 вв.), инд. философ-буддист и поэт, представитель шкоды йогачара. В соч. «Ньяя биндупрапарана», «Праманавартика», «Праманавииииайя» и «Хетубинду» защищал и развивал логич. учение Дигнаги (познание как отражение не самих вещей, а их отношений, роль «вывода» и слова в этом процессе и др.), подвергавшееся критике со стороны приверженцев брахманистско-индуистской традиции. В отличие от Дигнаги, Д. вновь соединял теорию познания с онтологич. проблематикой, подчеркивал значение сознания (самосознания), к-рое, согласно Д., дает форму объекту. Буддийская логика в истолковании Д. оказала влияние на вайшешику, ньяю, позднее - веданту.
Источник: Советский философский словарь
ДХАРМАКИРТИ
ок. 560—650 или позднее) - инд. философ, логик и поэт. Вместе с Дигнагой заложил основы будд. логики. Родился в брахманской семье в Тримала на юге Индии, посвящение получил в Наланде из рук учителя Дхармапалы. Учился также у Ишварасены. Инкогнито учился у мимансака Кумарилы и вайшешика Канады Гупты. Некое время провел в уединении в лесу, путешествовал на юге Индии, в Бенаресе, Магадхе, в горах Виндхья и Гуджарате — всюду выступал с проповедями, принимал участие в диспутах, помогая восстановлению пошатнувшихся к тому времени позиций буддизма. Под его влиянием царем Утпуллапушпой были постросны несколько будд. монастырей, в одном из к-рых Д. поселился и написал те 7 известных трактатов, к-рые составляют основу будд. гносеологии. Среди них «Праманавартика» (Об источниках познания), «Праманавинишчая» (О достоверности познания), «Ньяябинду пракарана» (Краткий учебник логики). В последнем Д. систематизировал логич. концепции Дигнаги, уточнил и развил логич. терминологию, определения, модифицировал классификацию ошибок Дигнаги, дал свою интерпретацию правила трехаспектности для среднего термина. Известны две поэмы Д. Умер в основанном им монастыре в Калинга. Н А. Канаева
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ДХАРМАКИРТИ
(санскр. dharma-kërti, тиб. chos kyi grags pa, Слава Закону) — индо-буддийский махаянский мыслитель VII в., автор семи трудов по буддийской логике, считающихся вершиной эпистемологии буддизма. Родился в брахманской семье на юге Индии, рано проявил свой талант в познании наук и искусств. В зрелом возрасте в качестве мирянина он поступил учиться в буддийский университет Наланда, где и принял монашество. Д. активно участвовал и побеждал в традиционных публичных состязаниях философов-полемистов, благодаря чему индийские цари предоставили ему средства для строительства нескольких монастырей. Его книги рассматриваются в качестве руководств для подготовки буддийских учёных монахов, которые должны обладать умением опровергать доводы оппонентов, отыскивать в них логические ошибки, а также достоверно формулировать и защищать положения собственной школы. В этих книгах, до сих пор применяющихся в учебных заведениях тибетомонгольского буддизма, развивались преимущественно идеи Дигнаги. Наиболее весомым вкладом в теорию познания является труд «Праманавартика» («Истолкование источников познания»), который сохранился в тибетском переводе: 2 тыс. строф в четырёх главах с прозаическим автокомментарием. Это детальное (местами критическое) толкование «Прамана-самуччаи» Дигнаги. Главы посвящены проблемам вывода (анумана), восприятия (пратьякша), достоверности эпистемологических источников (прамана) и формальному силлогизму (парартха-вакья). Другой его известный труд — «Ньяя-бинду» («Капля логики») помимо названных тем касается также теории логических ошибок. На Западе и в России известность он получил благодаря переводам и исследованиям Ф.И. Щербатского.
ДХАРМАКИРТИ
санскр. DharmaMrti) (ок. 580-650 или позднее)—индийский мыслитель, логик и поэт (известны две его поэмы); вместе с Дигнагой заложил фундамент буддийской логики. Родился в брахманской семье в Тримала на юге Индии, посвящение получил в Наланде из рук учителя Дхармапалы. Учился также у известных логиков Ишварасены, инкогнито — у мимансака Кумарила Бхатты и вайшешика Канады Гупты. Некоторое время вел жизнь лесного отшельника, затем странствующего проповедника. Выступал с проповедями и принимал участие в публичных диспутах на юге Индии, в Бенаресе, Магадхе, в горах Виндхья и Гуджарате, помогая т. о. восстановлению пошатнувшихся к тому времени в Индии позиций буддизма. Под его влиянием раджа Утпуллапушпа построил несколько буддийских монастырей. В одном из них, расположенном в Калинге, Дхармакирти поселился и написал семь трактатов, в которых изложены основы буддийской теории познания. В их числе «Прамана-вартика» («Об источниках познания»), «Праманавинишчая» («О достоверности познания»), «Ньяябинду пракарана» («Краткий учебник логики»), «Хету-бинду» («Краткое изложение классификации логических оснований»), «Самбандха-парикша» («Рассмотрение отношений»), «Чодана-пракарана» («Обсуждение правил диспута»), «Сантана-антара-сиддхи» («Доказательство существования других»). Эти сочинения стали программными для изучения логики тибетскими буддистами и даже более авторитетными, чем сочинения самого Дигнаги, хотя задумывались как комментарий на них. «Праманавартика» содержит изложение всей системы и является основным; остальные названы «шестью опорами» системы. Последнее сочинение Дхармакирти—«Ваданьяя»—представляет собой попытку приложения новой системы буддийской логики для защиты буддийской доктрины, в частности кшаника-вады. На санскрите сохранилась только «Ньяя-бинду», остальные в тибетских переводах включены в Данджур. В тибетском каноне Дхармакирти приписываются и другие тексты—сборник стихов, комментарии на «Джатакамалу» Арьяшуры и на «Виная-сутру».
В «Ньяя-бинду» Дхармакирти систематизировал логические концепции Дигнаги, уточнил и развил логическую терминологию, скорректировал некоторые определения, модифицировал дигнаговскую классификацию логических ошибок, дал собственную интерпретацию правила «трехаспектности среднего термина». Умер в основанном им монастыре в окружении учеников, среди которых был Дивендрабуддхи, ставший учителем Дхармоттары.
Соч.: Pramanavarttika. Varanasi, 1968; в рус. пер.: Краткий учебник логики, с комментарием Дхармоттары.—В кн.: Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, Ч. 1—2. СПб., 1903—09; Обоснование чужой одушевленности. С толкованием Винитадева, пер. с тибет. Ф. И. Щербатского. Пг., 1922 (Памятники индийской философии, в. 1).
H. A. Канаева
В «Ньяя-бинду» Дхармакирти систематизировал логические концепции Дигнаги, уточнил и развил логическую терминологию, скорректировал некоторые определения, модифицировал дигнаговскую классификацию логических ошибок, дал собственную интерпретацию правила «трехаспектности среднего термина». Умер в основанном им монастыре в окружении учеников, среди которых был Дивендрабуддхи, ставший учителем Дхармоттары.
Соч.: Pramanavarttika. Varanasi, 1968; в рус. пер.: Краткий учебник логики, с комментарием Дхармоттары.—В кн.: Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, Ч. 1—2. СПб., 1903—09; Обоснование чужой одушевленности. С толкованием Винитадева, пер. с тибет. Ф. И. Щербатского. Пг., 1922 (Памятники индийской философии, в. 1).
H. A. Канаева
Источник: Новая философская энциклопедия