санскр., в будд. традиции «те, к-рые защищают дхарму», дхармагупта - «те, к-рых защищает дхарма») — подшкола махищасаки, возникшая в результате раскола материнской школы ок. 210 до н. э. Причиной раскола школы махищасака явились разногласия между монахами по поводу ценности дара, преподнесенного Будде и сангхе, а также «качества заслуг; (пунья ), находившихся в зависимости от ценности сделанного дара. Монахи, отстаивавшие т. зр., что заслуги могут возрасти во много раз в случае, если дар будет сделан Будде, а не сангхе, вышли из обшины махишасаков и сформировали собств. общину, получившую название Д. в честь основателя — Дхармапгупты. Духовным авторитетом дхармагуптаков был провозглашен архат Маудгальяяна - один из гл. учеников Будды, прославившийся своими магич. способностями. Канон школы Д. состоял из 5 разделов: Виная-питака, Дхарани-питака, Бодхисаттва-питака,Дхарма-питака и Шарипутрабхидхарма-питака. Особую популярность Д. получил за пределами Индии, в частн. в Китае. Сакральным цветом Д. считался темно-красный. В основе культовой практики Д. почитание мощей Будды. Религ. учение школы Д. базировалось на ряде фундаментальных принципов, общих для школ ветви стхавиравада. Разработка дхармагуптаками медитативной (см. Медитация) практики как осн. средства достижения нирваны способствовала развитию метафизич. представлений в буддизме. Первые центры этой школы появились в районе Матхуры. Расцвет школы Д.приходится на 1— 3 вв. н. э. В это время для ее последователей возводятся новые монастыри в районах Сев.-Зап. Индии, Афганистане, в Цент. Азии и Китае. Сюаньцзан и Ицзин встречали монастыри этой школы в Уддийяне в Хотане. Д. просуществовала вплоть до конца 7 в. Л.Р. Фурцева
ДХАРМАГУПТАКА
ДХАРМАГУПТАКА
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ДХАРМАГУПТАКА
санскр. dharmaguptaka—защищенные дхармой} — ответвление буддийской школы вибхаджьявада, распространявшееся в различных частях Индии и прилежащих регионах. Основные источники по воззрениям дхармагуптаки — «Махавибхаша» (1—2 вв.) и другие тексты сарвастивадинов, ей приписывается также, по крайней мере частично, древний абхидхармический трактат «Шарипутрабхидхарма-шастра». Серьезное расхождение разделило дхармагуптаку с близкородственной ей михишасакой: вопреки последней, считавшей, что Будда принадлежит монашеской общине (сангха), а потому дары общине также приносят «заслугу» (пунья), дхармагуптака настаивала на том, что Будда «трансцендентен» общине, а потому реальную «заслугу» дает только дар Будде. Другой пункт расхождения был связан с идеей дхармагуптаков о том, что боги также могут культивировать аскезу, в т. ч. половое воздержание (брахмачарья), в чем их оппоненты небожителям отказывали. Зато они были с ними солидарны по вопросу о небуддийских подвижниках (тиртхики): выступая против широких взглядов сарвастивадинов и ватсипутриев, полагавших, что небуддисты при больших стараниях могут достичь телепатии, памяти о прежних рождениях и т. п., дхармагуптаки считали, что для этого надо следовать буддийскому «восьмеричному пути». В контроверсиях по собственно философским проблемам дхармагуптаки солидаризировались с вибхаджьвадинами, считая «силы» отдельным дхармическим началом; вместе с ними, а также с махасангхиками и тхеравадинами отвергали «промежуточное состояние» в реинкарнации; с махасангхиками допускали субтильную материю наряду с основными группами скандх. В отличие от вибхаджьявадинов, дхармагуптаки более осторожно говорили о необусловленности дхарм: только «угасание» не обусловлено, тогда как рождение, существование и разрушение являются обусловленными (samsKrta).
В. К. Шохин
В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия