санскр. и пали - термин, имеющий очень много значений: закон, обязанность, правило, добродетель, религия, качество, вещь, состояние, истина и т. д.). - 1. В большинстве религий и религ.-филос. учений Индии -совокупность гражд., этич. и культовых требований, образ жизни, якобы вмененный людям богами и различный для различных каст (варн). Соблюдение Д. оценивалось как добродетель, нарушение ее -как грех, поэтому часто понятие Д. равнозначно понятию добродетели. Буддисты называют Д. само религ. учение Будды. 2. В будд. теологич. трактатах термином «Д.» обозначаются мельчайшие неделимые духовные частицы, из к-рых складывается поток индивид, сознания. Активность Д. и порождает якобы иллюзию внешнего по отношению к индивиду мира -мира страданий {сансара). В нек-рых из направлений буддизма утверждается, что из «первичных» Д. состоит «высш. реальность» - особый непознаваемый божеств, мир. Их «безначальное волнение» порождает индивид, сознания со всеми их заблуждениями. И только «познание истины» ведет к успокоению Д., к абсолют, покою, к нирване.
ДХАРМА , ДХАММА
ДХАРМА, дхамма
Источник: Атеистический словарь
ДХАРМА (санскр.), ДХАММА
пали) — чрезвычайно важный и многозначный термин не только буддизма, но и всей инд. философии. Палийский термин употреблялся в основном школой тхеравада, санскр.— в школах махаяны. Санскр. форма слова «дхарма» — производная от арийск. корня dhar — утверждать, поддерживать, защищать;переводится как «система», «доктрина», «религия», «добродетель», «моральное качество», «долг», «справедливость», «закон», «образец», «норма», «идеал», «истина», «форма», «условие», «причина», «порядок мироздания» — значение зависит от контекста. Можно выделить 5 групп основных значений термина Д.: 1) доктрина; к.-л. учение,излагаемое в систематич. форме;руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в буддизме — учение Будды; 2) правило; правильное поведение;справедливость; закон; праведность; 3) условие; причина или прошлое, выступающее причиной; причина и следствие как практически идентичные; 4) феноменальное; Д. как следствие (в этом значении она употребляется в Дхаммападе: «Все дхармы. (т. е. все феноменальное) сотворены мышлением»). Приложение слова «дхарма» к феноменальному миру указывает на его упорядоченную структуру; мир — это выражение закона; 5) высшая реальность — точечные моменты бытия, вспышки психофизической «энергии». Уже в раннем буддизме элементы-дхармы классифицируются трояким образом: по скандхам (Skandha), аятанам (aytana) и дхату (dhatu). По скандхам разделялись элементы, составляющие эмпирическую личность (пудгала), т. е. личность, с к-рой люди имеют дело в повседневной жизни. С т. зр. же «высшей реальности» эта личность нереальна, т. к. складывается из 5 скандх элементов: а) телесных Д., составляющих тело (рупа); б) Д. ощущений и чувств (ведана); в) Д. восприятий, представлений (самджня); г) Д. кармических «формирующих факторов» (самскара);д)Д.сознания, различительного знания (виджняна). С т. зр. процесса познания все Д. делятся на 12 «сфер познания» (аятана), б внутренних и 6 внешних, или 6 познават. способностей и 6 соответствующих им объектов. Классификация по «классам элементов» (дхату) основывалась на предыдущей классификации, но была более подробной: в ней к 12 сферам добавляли 6 модусов сознания (зрительное сознание, слуховое сознание и т. п.), к-рые и формировали, с т. зр. буддистов, единый поток сознания. В махаяне Д. иногда трактовалась как синоним татхаты (см. Дхармакая).
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь