Самый ранний возраст; годы, отделяющие рождение от подросткового периода или периода полового созревания. Возраст самой большой хрупкости (ребенок практически беззащитен против зла и несчастья) и самых больших обещаний. Вот почему так велики наши обязанности по отношению к детям (обязанность защищать, уважать и воспитывать их), и вот почему мы не имеем на них никаких прав. «Они слабы божественной слабостью», – писал Ален. Детство, не способное ни наказывать, ни вознаграждать, обладает абсолютной властью. Царственное дитя есть карикатура на самого себя: если оно принимается править, оно теряет возможность царствовать.
Дети стремятся стать взрослыми. Наш долг – помочь им в этом, а чтобы его исполнить, мы сами должны расти. Это – единственный способ сохранить верность тому ребенку, каким мы были когда‑то и каким остаемся всегда. «Мы толкаем свое детство вперед, – как сказал тот же Ален, – ибо это – наше реальное будущее».
ДЕТСТВО
Детство
Источник: Философский словарь.
ДЕТСТВО
период человеческой жизни от рождения до подросткового периода (который начинается между 15 и 18 годами, в зависимости от пола и условий жизни). Психология детства возникла в прошлом веке и связана с именем Прейера (1841-1897), она развивалась Пиаже (1896), Валлоном (1879-1962) и особенно американским психологом. Геселлом (1880-1961). Две фундаментальные идеи, которые можно здесь вычленить, таковы: 1) между ребенком и взрослым человеком не количественная, а качественная разница; мир ребенка — это вовсе не мир взрослого в миниатюре; ребенок — это не тот человек, которому просто не хватает знания/Различие будет качественным, ведь ребенок рассуждает и чувствует иначе, чем взрослый; 2) биологическое развитие ребенка тесным образом связано с его социальным развитием (это основополагающая идея Валлона), Самые детальные научные исследования ребенка, исследующие каждый шаг при его переходе из состояния младенчества в подростковый период, принадлежат Геселлу. Он использует три оригинальных метода анализа: «бэби-тес-ты» (отличающиеся от написанных тестов и от психометрии, приложимой лишь к взрослому), кинематографический анализ (ребенок снимается на пленку через зеркало без амальгамы), наконец, метод близнецов (который позволяет отделить наследственность от влияния среды). Можно прочесть трилогию Геселла: «Младенчество», «От 5 до 10 лет», «Подростковый период». В развитии личности ребенка Фрейд выделил три основные стадии: 1) оральная стадия, длящаяся с момента рождения до второго года жизни, когда все удовольствия («вся аффективность») сконцентрированы вокруг «удовольствия рта» — сосания; 2) анальная стадия, от второго до четвертого года, когда ребенок учится быть чистоплотным, когда он испытывает интерес к своим экскрементам и удовольствие, когда их трогает, Проявляет признаки наваждения и разрушительных импульсов ненависти, что и позволило Фрейду говорить об этой стадии как о «садистски анальной» («этот возраст безжалостен»); 3) фаллическая стадия (или «детски-генитальная»), которая длится от 3-4 до 6-7 лет, и когда зона преимущественного возбуждения перемещается на генитальные органы, одновременно с развитием чувств любви и ревности, характерных для Эдипова комплекса. Именно в возрасте трех лет ребенок начинает сознавать себя как личность, тогда начинается ритм столкновений с другими и замыкания в самом себе. К 4-5 годам наступает стадия благосклонности; если ее не хватает, ебенок начинает действовать методом агрессии, чтобы снова стать спокойным к 6-7 годам. С семи лет ребенок входит в период «скрытности»: с 7 до 12 лет он становится маленьким техником (возраст Меккано, игр, битв). К 12-14 годам начинается половое созревание; переход от стадии товарища к стадии друга. Наконец, наступает подростковый период, для которого характерны сосредоточенность на самом себе и столкновения с родителями. С точки зрения развития интеллекта: 1) от 0 до 10 месяцев ребенок достигает интеллекта обезьяны «макаки»; он способен только на рефлексы и привычки; 2) от 10 до 12 месяцев отмечают то, что Болдуин назвал «циркулярной реакцией»: ребенок по сотне раз роняет свою погремушку; так он начинает осознавать падение и учится управлять своими двигательными функциями, своими членами; 3) к 12-13 месяцам появляется «отложенная реакция»: ребенок способен захотеть пирожное, которое он не видит и которое находится в коробке; 4) разум развивается затем вместе с прогрессированием языка. См. Возраст, Менталитет.
Источник: Философский словарь