ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ Антуан Луи Клод

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ Антуан Луи Клод
граф — французский философ; р. 20.7.1754 (Париж) — ум. 9.3.1836 (там же); развил учение Кондильяка до идеологизма, названного естествознанием духа; в центр своей теории познания он поставил переживание сопротивления, понятие, которое стало играть значительную роль в современной философии: «Направляемое волей и чувством действие, с одной стороны, и сопротивление — с другой, — вот что позволяет установить связь между мною и другими существами». Осн. соч.: Eléments d’idéologie, 5 vol., 1801—1815; Commentaire sur l’esprit des lois de Montesquieu, 1817, нем. изд. 1820, 1970.
О. Kohler. Die Logik des D. de T., 1928; E. Kennedy. A Philosopher in the Age of Revolution — D. de T. and the Origins of «Ideology”. Philadelphia Pa., 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ Антуан Луи Клод
(1754, Париж – 1836, Парей-леФрезиль) – представитель школы «идеологов», считавших себя продолжателями философии Э.Б. Кондильяка. Известен и как политический деятель: депутат Генеральных штатов от дворянства, во время Великой французской революции командовал кавалерией под началом М.Ж. Лафайета; при Наполеоне был сенатором, после Реставрации – пэром Франции. Член Французской академии (1808). В философском отношении на формирование взглядов Д.Т. значительное влияние оказали французские энциклопедисты и экономисты, в особенности Вольтер. Уже в одной из ранних работ «Записка о мыслительной способности» (1798) Д.Т. высказывает идею создания новой науки – идеологии как науки об идеях, которая в корне отличалась бы от бесплодной метафизики и психологии, требующей знания, выходящего за пределы фактов. Идеология понимается им как основа грамматики и логики, науки об образовании, морали, политики, которые рассматриваются лишь как ее приложения. Эти идеи изложены Д.Т. в главном его сочинении «Элементы идеологии» (т. 1–4, 1801– 1815), где на основе критики философских идей Н. Мальбранша и Дж. Беркли он развивает сенсуалистическую теорию познания, утверждая, что в основе мыслительных способностей лежат чувственные ощущения. Исходя из классификации чувственных ощущений он выделяет четыре вида способностей: чувственность, память, суждение и волю. Классификация ощущений и способностей служит базой для построения иерархии наук, во многом предвосхитившей контовскую классификацию и ставящей во главу угла идеологию как науку об идеях. В поздних работах – «Трактате о воле и ее следствиях» (1815) и «Комментарии к “Духу законов” Монтескьё», изданном в 1811 в США и в 1819 во Франции, – Д.Т. обращается к социально-политической проблематике, отстаивая концепцию представительной формы правления как наиболее способной обеспечить гражданские и политические свободы, искоренить невежество и нищету.
Соч.: Элементы идеологии // Метафизические исследования. СПб., 1999. Вып. 1.; Элементы Идеологии. Ч. 1. Идеология в собственном смысле слова. Гл. 11. Размышления о предшествующем и о способе Кондильяка анализировать мысль // Вопросы философии. 2013. № 8; Основы идеологии. Идеология в собственном смысле слова. М., 2013; Commentaire sur «L’Esprit des Lois» de Montesquieu. P., 1974. Лит.: Иванова, А.С. Начала «идеологии»: Антуан Дестют де Траси и его наука об идеях // Вопросы философии. 2013. № 8; Rastier, T. Idéologie et la théorie des signes. Analyse structurale des «Eléments d’idéologie» d’A.-L.-C. Destutt de Tracy. P., 1972; Kennedy, E. Destutt de Tracy and the Origins of «Ideology». Philadelphia, 1978. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.