ДЕСТРУКЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Деструкция
от лат. destrucio) — разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ДЕСТРУКЦИЯ
одно из центральных понятий фундаментальной онтологии Хайдеггера, означающее прояснение оснований философских конструкций. В качестве позитивного усвоения прошлого Д. есть прочтение предшествующей, прежде всего античной, мысли в свете того исходного опыта, который позволил ей выработать ранние и до сих пор определяющие концепции бытия. Тем самым Д., с одной стороны, выявляет возможности, открытые начинателями традиции и впоследствии затемненные, а с другой - ориентирует на самостоятельное, предельное осмысление бытия. Историко-философское исследование понимается при этом как одна из возможностей актуального человеческого существования, находящего собственный смысл в своем конкретном времени. История философии тем самым включается в то событие, каким является человеческое присутствие в мире, и неотделима от бытийного понимания. Неотъемлемая историчность человеческого существа искажена историзмом, чей лозунг воссоединения с историей игнорирует сущностную укорененность присутствия в своем прошлом; одновременно отрывается от своих корней в бытийном опыте и традиция. Негативный аспект Д. направлен не на прошлое, а только на господствующую отчужденность от истории в историзме, будь она доксографического, духовно-исторического или проблемно-исторического толка. Путем Д. их конструктов Хайдеггер приходит к не зафиксированному в текстах античной философии, но определяющему для нее пониманию истины как открытия и открытости (непотаенности, алетейи). Под влиянием хайдеггеровской Д. возникли такие подходы, как деконструкция у Деррида и "дезобструкция" у Ф. Везена.

Источник: Современная западная философия: словарь

ДЕСТРУКЦИЯ
Destruktion) - одно из центральных понятий фундаментальной онтологии Хайдеггера. Понятие "Д." используется Хайдеггером в противовес ранней философии Гуссерля и, в особенности, методу феноменологической редукции. В то время как феноменологическая редукция в том виде, в каком она употребляется Гуссерлем в "Идеях" (1913), предполагает заключение в скобки естественной установки к миру для того, чтобы сконцентрироваться на смыслоконституирующих структурах трансцендентальной субъективности, Д. Хайдеггера предполагает заключение в скобки самого характера понимания бытия. Как следствие более глубокого понимания, Д. предполагает разрушение не только традиции, олицетворяющей объектированное, научно-теоретическое понимание мира (что мы и наблюдаем у Гуссерля), но и всей философской традиции. Поскольку трансцендентальным горизонтом понимания бытия является время, вся история онтологии, т.е. все предшествующие доктрины бытия, определялись в модусе настоящего времени. Отсюда необходимая связь феноменологической Д. с проблематикой времени с целью выяснения элементарных условий, при которых продуктивно может быть поставлен вопрос о бытии. У Хайдеггера Д. предполагает три соответствующие операции: редукцию, или возвращение от сущего к бытию; конструкцию бытия; Д. традиции. Таким образом, Д. есть необходимый коррелят и редукции, и редуктивной конструкции бытия. Только посредством Д. онтология может раскрыть подлинный характер собственных понятий, что значит одновременное использование и стирание традиционно метафизических понятий. Правомерно полагать, что у Хайдеггера основной целью Д. метафизической концептуальности, унаследованной у классической традиции, состоит в обретении философией почвы изначального опыта. В историко-философском плане хайдеггерианское понятие Д. сопоставимо с Abbau Гуссерля, с "деконструкцией" у Деррида.

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Социальная деструкция как универсальный феномен жизни общества (позиция Франкфуртской школы)

Борисова Галина Александровна
Статья посвящена рассмотрению проблемы социальной деструкции в философии Франкфуртской школы. Реконструируются этапы осмысления данного феномена и сравниваются трактовки социальной деструкции М. Хоркхаймера, Т. Адорно и Г.
Читать PDF
0.00 байт

Самоопределение индивидуального бытия в психоанализе С. Шпильрейн: влечение и деструкция

Бушмакина Ольга Николаевна
Рассматриваются способы самопредъявления индивидуального бытия в пространстве психоанализа, заданные в аспекте формирования феноменологических представлений.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная деструкция как универсальный феномен жизни общества (позиция Франкфуртской школы)

Борисова Г. А.
Статья посвящена рассмотрению проблемы социальной деструкции в философии Франкфуртской школы. Реконструируются этапы осмысления данного феномена. В "Диалектике Просвещения" М. Хоркхаймера и Т.
Читать PDF
0.00 байт

Философское исследование как критика традиции: Хайдеггер и деструкция истории онтологии

Белоусов М. А.
В статье рассматривается вопрос о ро ли критики традиции философского исследования на материале хайдеггеровского проекта деструкции истории онтологии.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная деструкция: политический аспект (на примере Франкфуртской школы)

Борисова Галина Александровна
In the modern globalized world activity of the subnational political subjects applying for participation in the international political processes, considerably increases.
Читать PDF
0.00 байт

Деструкция метафизики как морального мироистолкования: версии Достоевского и Ницше

Кузубова Тамара Сергеевна, Нерезова Людмила Леонидовна, Цепелева Надежда Петровна
Проводится сравнительный анализ основных концептуальных моментов версий деструкции метафизики как морального мироистолкования в творчестве Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше.
Читать PDF
0.00 байт

Насилие как деструкция природы человека в философии Э. Фромма

Сидоренко Ирина Николаевна
В статье раскрывается сущность насилия как деструкции человеческой природы в контексте осмысления проблематики антропологического кризиса в современной западной философии.
Читать PDF
0.00 байт

Мифологика и деструкция научного и архаичного со-знания (нисхождение к истокам досократического мышл

Окороков В.Б.
Цель работы.
Читать PDF
0.00 байт

Время и деструкция трансцендентальной философии в фундаментальной онтологии Хайдеггера

Белоусов Михаил Алексеевич
The article deals with the interrelationship between the problem of time and the project of destruction of metaphysics in Heidegger's fundamental ontology.
Читать PDF
0.00 байт

Духовная идентификация в контексте идеи «Пределов» деструкции

Бородина Наталья Константиновна
Читать PDF
0.00 байт

Конфессиональные деструкции в социокультурных формах глобализации

Дринова Елена Михайловна
В статье исследуется феномен конфессиональных деструкций в теоретических моделях глобальной культуры, синтеза культур и конфликт культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Антропологические основания деструкции культуры

Вахменин Василий Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

К проблеме деструкции категории «Труд»

Шкуркин А. М.
Читать PDF
0.00 байт

Загадки русской субъектности. Опыт деструкции и деконструкции смыслообразующих этносоциальных тексто

Мельников Александр Николаевич
Рассматриваются дискурсивные регулярности, посвященные проблеме смысла существования такого социального субъекта, каким представляется Россия в работах русских и зарубежных философов.
Читать PDF
0.00 байт

Аналоговое и дигитальное как типы конституирования и деструкции сущего

Дуплинская Юлия Михайловна
В аналоговом типе осмысления реальности за исходное начало принимается форма. В дигитальном типе за исходное начало принимаются формула и код. Примером аналогового типа является мышление античности.

Похожие термины:

  • Деструкция феноменологическая

    лат. destructio – разрушение, опровержение) – метод Хайдеггера, используемый им для нейтрализации философских традиций, которые ввиду своей метафизичности препятствуют доступу к подлинному бытию.