ДЕСЯТЬ ЗЛОДЕЯНИЙ
ДЕСЯТЬ ЗЛОДЕЯНИЙ
(санскр. dasa akusala–ni, тиб. mi dge ba bcu) — буддийское этическое понятие о том, что является источником «неблагой» кармы и причиняет тому, кто их совершает, вред, как в данной жизни, так и будущем, в том числе ведёт к рождению в аду или в низких формах (животным, ненасытным духом). Д.з. есть: 1) убийство и осознанное причинение вреда другому существу; 2) воровство; 3) неправильное поведение в половых отношениях; 4) ложь; 5) злословие, клевета, наговор; 6) оскорбление, грубость и резкость речи; 7) болтовня, пустословие; 8) алчность и зависть, жажда обладания, в особенности — обладания чужим; 9) ненависть, злобно-предумышленное поведение; 10) ложные воззрения. В «Драгоценных строфах» («Ратна-авали», I, 14–16, см.: Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны... С. 133) Нагарджуна дал такое истолкование возмездия за причинение зла как в настоящем, так и будущих рождениях: «Совершая убийство, делаешь [следующую] жизнь короткой, Причиняя вред [телу другого существа] — многострадальной, Воруя — крадёшь свои удовольствия (в будущем), Прелюбодействуя с чужой женою, [получишь в будущем] врага. Лжесловие вызывает отпор, Злословие — ссору с друзьями, [В ответ] на грубые слова услышишь неприятное [о себе], [В ответ] на праздные разговоры — непочтительную речь. Сказано, что алчность губит мечты (желания), Злоба порождает страх, Лжевоззрения — заблуждения, Пьянство — умопомрачение (безумие)». В поздней Махаяне и особенно Ваджраяне главным оказывается намерение, а не действие, т.е. в некоторых ситуациях с благими побуждениями можно было совершать и такие деяния, которые выглядят неблагоприятно, и тем самым не только не усугублять свою негативную карму, но даже, напротив, приносить благо себе и другим.