(р. 1949, Лангон, Франция) – известный исследователь русской философии, профессор, доктор философии. Под руководством философа и эпистемолога Ф. Ларюэля защитила в 1990 диссертацию о различии между Россией и Западом, базируясь преимущественно на феноменологическом методе.
В своих работах рассматривает онтологическую проблематику в свете сопоставления Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, устанавливает разные модусы бытия и историчности; на новой основе разрабатывает вопрос о различии и взаимодополнительности между Россией и Западом в рамках европейской культуры. Одно из своих исследований Д. посвятила влиянию Гуссерля и Хайдеггера в России. С 1993 – доцент, с 2003 – профессор, в 1999–2008 – директор департамента славянских исследований Университета Бордо 3, в 2008–2011 – член научно-исследовательской лаборатории EEE (Europe Européanité Européanisation: UMR CNRS/Bordeaux3). Координатор международных проектов с Россией и другими восточноевропейскими странами (Польша, Украина), руководитель магистратуры с двойным дипломом (Бордо 3 – РУДН в Москве). Автор более 160 публикаций по философии, поэзии, русской религиозной мысли, образовательной политике, междисциплинарной методологии в европейских исследованиях. В книге «Крещение Руси. Тысяча лет христианской веры» (Le Baptême de la Russie. Mille ans de foi chrétienne. Nouvelle cité. P., 1987), посвященной 100-летию Крещения Руси, в лиричном предисловии описала свой опыт соприкосновения с иной духовной традицией (муж Д. был русским, и сын Игорь крещен в православие в церкви Биаррица). «В свете пройденного пути, – пишет она в этой книге, – разные христианские конфессии не кажутся мне противоречащими друг другу. Конечно, они находятся во всегдашней связи с традициями культуры и жизни, но в одном и том же городе, как и в одной и той же цивилизации, они могут представлять различные этапы одного христианского пути. Как если бы их одновременное присутствие, даже их столкновение порождало препятствия, необходимые всякому по-настоящему христианскому жизненному испытанию» (p. 102). Размышления об онтологии культуры продолжаются в книге «Россия – Запад: философия различия», в которой Д. говорит о разных способах развертывания бытия в истории. Истории как становлению противопоставляется трансцендентная метаисторическая структура, делающая возможным проявление в истории определенного типа бытия. Если западный модус истории предполагает последовательность значимых для человека подытоживаний, примирений со всем миром, то восточный, и преимущественно русский, тип бытия основан на приступании к себе, на идее Логоса, выражающего нечто неотмирное, где мир возникает внезапно в его целостности. В начале 1990-х Д. читала курсы о русской философии в католической семинарии Тулузы. Изучала феноменологическое движение и место в нем творчества Густава Шпета. В ее книге «Гуссерль – Хайдеггер. Влияние их творчества в России» (P., 1998) представлена широкая панорама рецепции феноменологии в России – от первых критических статей Н.О. Лосского, Б.В. Яковенко, Г.И. Челпанова до подробного описания ситуации 1980–1990-х. В первом разделе книги «Герменевтика диалога» рассматривается соотношение феноменологии Гуссерля и Хайдеггера. Автор приходит к заключению, что «развертывание бытия на протяжении всей истории Запада не может привести к раскрытию истины в ее тотальности. То, что проявляется в греко-западной истории, может рассматриваться как раскрытие одного из ее модусов» (p. 37). Интерес к мысли Хайдеггера в России автор связывает с предпринятой в русской философии самостоятельной попыткой распознать особый модус раскрытия бытия, фундирующий иной по отношению к западному цивилизационный тип. Центральное место в книге занимает подробный разбор места и роли Г.Г. Шпета в феноменологическом движении в России. Д. – автор статей о Н.А. Бердяеве, В.С. Соловьеве, о. П. Флоренском, А.Ф. Лосеве, М.М. Бахтине и др. Исследовала герменевтику и философию символа и слова Шпета, его работы по эстетике, психологии и философии языка. Совместно с Ф. Тепп перевела на французский язык «Явление и смысл» Г. Шпета (Сhpet, G.G. Le phénomène et le sens. La phénomenologie comme science fondamentale et ses problèmes. Maison des Sciences de l’Homme d’Aquitaine, 2013), ей же принадлежит предисловие к этой книге. Почетный член Общества историков русской философии им. В.В. Зеньковского в Москве. Кавалер французского ордена «Пальм академик». В структуре MSHA (Maison des Sciences de l’Homme d’Aquitaine, Дом гуманитарных наук Аквитании) координирует научный проект о европейской идентичности и глобальном пространстве, в рамках которого исследует место русской философии, психологии и гуманитарных наук в современном развитии наук. Организатор и со-организатор международных конференций, посвященных творчеству Г.Г. Шпета, А.Ф. Лосева, о. П. Флоренского (совместно с Ф. Коррадо), научных семинаров в Париже, Бордо, Москве, Екатеринбурге, Краснодаре. В последнее время занимается проблемами интердисциплинарного в науке и философии в контексте «нестандартной философии» («philosophie nonstandard») Ф. Ларюэля.
Соч.: Имяславие и его философские пророки: от субститута глоссолалии к обоснованию временности // Вопросы философии. 2002, № 12; Вклад С.Булгакова в дело оправдания и исследования имяславия // С.Н. Булгаков: религиозно-философский путь. М., 2003; От науки о Логосе к топологии двух видов познания // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2003. № 1; Проблема конституирования мира у Вл. Соловьева и А.Ф. Лосева // Владимир Соловьев и культура Серебряного века. М., 2005; Логика творческого акта в философии Густава Шпета // Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. M., 2006; Творчество Н. Лескова с позиции концепции внутренней формы слова Г. Шпета и А. Потебни // Психологические исследования. 2009. № 2 (4); Эстетика Густава Шпета и его критика русского футуризма // Вопросы психологии. Май-июнь 2009; Структура слова и выражения в творчестве Густава Шпета и ее значение для истории структурализма // Густав Шпет и его философское наследие. У истоков семиотики и структурализма. М., 2010; Об использовании картины Гольбейна в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» и о различиях между Россией и Западом // Ф.М. Достоевский и культура серебряного века: традиции, трактовки, трансформации. M., 2013; Russie–Occident. Philosophie d’une différence. P., 1991; Husserl–Heidegger. Influence de leur œuvre en Russie. P., 1998; Gustave Chpet et son héritage. Aux sources russes du structuralisme et de la sé- miotique. Toulouse, 2008; L’œuvre d’Alekseï Losev dans le contexte de la culture européenne. Toulouse, 2010; Bakhtine, philosophe ? // L’héritage de Bakhtine. Bordeaux, 1997; Emmanuel Lévinas en France. La place de la Russie // Cahiers de l’émigration russe: Евреи России – иммигранты Франции (Les juifs de Russie – Immigrants de France). Moscou; Paris; Jérusalem, 2000; L’École russe de phénoménologie et son influence sur le Cercle linguistique de Prague: Gustav Chpet et Roman Jakobson // Prague entre l’Est et l’Ouest – l’émigration russe en Tchécoslovaquie – 1920–1938. P., 2001; De la ‘structure du mot’ à la ‘forme interne’ chez Gustav Špet // L’Allemagne des linguistes russes. Revue Germanique internationale. 2006. N°3; Pavel Florenskij: philologie du Nom de Dieu et exégèse de son usage dans les traditions vétéro- et néo-testamentaires // Istina. 2007. LII; L’interculturalité chez Pavel Florenski: problèmes de méthodologie à travers la confrontation de la philosophie et de la mystique, vs Glorification du Nom // Florenskij et l’Europe. Pessac, 2012; Polivanov et Špet: la place de la phénoménologie et l’influence de Husserl // Evgenij Polivanov. Penser le langage au temps de Staline. P., 2013; The Place and Role of Husserlian Phenomenology in Aleksei Losev’s Philosophy // Russian Studies in Philosophy (M.E.Sharpe). 2005. V. 44. №°1; V. Solovyev and Russian Religious Thought’s Legacy in the Works of G. Shpet // Gustav Shpet’s Contribution to Philosophy and Cultural Theory. West Lafayette, 2010; G. Špet: l’héritage et la critique de Humboldt comme accomplissement d’une œuvre scientifique // Cahiers de l’ILSL. 2012. № 33; Die Hauptthesen Gustav Špets zur Wort- und Ausdrucksstruktur und ihre Anwendung als methodologisches Prinzip (insbesondere an der GAChN) // Form und Wirkung, Wilhelm Fink. München, 2012. Лит.: Козырев, А.П. [Рец. на:] М. Dennes. Philosophie d’une différence // Логос. 1996. № 7; Verley X. [Рец. на:] M. Dennes. Philosophie d’une différence // Revue philosophique de France et de l’Etranger. P., 1992, № 4; Vaysse, J.M. [Рец. на:] M. Dennes. Husserl–Heidegger, influence de leur œuvre en Russie // Slavica occitania, 1999, № 8; Marchadier, B. [Рец. на:] M. Dennes (éd.) Gustave Chpet et son héritage. Aux sources russes du structuralisme et de la sémiotique // Revue des études slaves. 2009. T. 24. А.П. Козырев