ДЕНЬГИ
ДЕНЬГИ
особый товар, который: 1) принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги, 2) позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учета, а также 3) дает возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Деньги
по [10] особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Функция денег: мера стоимости, средство обращения, сокровище, средство платежа, всемирные деньги. Функцию меры стоимости деньги выполняют как идеальные, счетные деньги, с ней связаны цена и масштаб цен. При капитализме деньги выступают как денежный капитал. При социализме деньги - всеобщая форма учета затрат общественного труда, планирования и организации производства и распределения совокупного общественного продукта в соответствии с экономическими законами (?) социализма.
Бумажные деньги имеют принудительный или договорной статус, впрочем, как и любые другие, зависящий от сути государственного правления: народное государство, диктатура, демократия и т.п.
Ассоциативный блок.
То есть, анализируя вышеприведенные определения, можем видеть, что деньги это не товар, а один из путей реализации общественных отношений - информационный знак (этим они и отличаются от сокровищ).
Деньги - информационный знак, символизирующий одну из сторон общественных отношений, общественного договора. Деньги возникли, вероятно, в глубокой древности на первых порах в виде устных напоминаний, затем в качестве них могли быть использованы различные записи (глиняные таблички, веревочки с узелками и т.п.) и существовали параллельно с бартером (натуральным обменом). По мере расширения круга общения и области торговли в качестве денег на определенных этапах развития цивилизации пытались использовать и так называемые "универсальные товары" - соль, корицу, слитки металлов (в том числе и благородных) и т.п. но эти вещи оказались непрактичными, а некоторые из них и недолговечными. В конце концов общество вынуждено было вернуться к договорным отношениям (государственная чеканка монеты, банковская система - векселя, кредитные карточки, чековые книжки, расписки и т.п.). В этих формах деньги существуют и сейчас.
Ассоциативный блок.
Разговоры о том, что деньги являются универсальным товаром, очень напоминают ответ на вопрос: "Почему у мужчин застежка в одну сторону, а у женщин в другую?" Ответ гласит, что одеваясь (!?) женщина держит на руках ребенка (вопрос зачем? и как часто?), а мужчина оружие и т.п.
Хотя более простой и естественный ответ (правда, верный ли он или нет - все равно остается вопросом) лежит на поверхности: "Для того, чтобы можно было с максимальным удобством расстегнуть одежду друг друга, используя естественную (привычную) координацию движения пальцев рук (для мужчины правой)".
Бумажные деньги имеют принудительный или договорной статус, впрочем, как и любые другие, зависящий от сути государственного правления: народное государство, диктатура, демократия и т.п.
Ассоциативный блок.
То есть, анализируя вышеприведенные определения, можем видеть, что деньги это не товар, а один из путей реализации общественных отношений - информационный знак (этим они и отличаются от сокровищ).
Деньги - информационный знак, символизирующий одну из сторон общественных отношений, общественного договора. Деньги возникли, вероятно, в глубокой древности на первых порах в виде устных напоминаний, затем в качестве них могли быть использованы различные записи (глиняные таблички, веревочки с узелками и т.п.) и существовали параллельно с бартером (натуральным обменом). По мере расширения круга общения и области торговли в качестве денег на определенных этапах развития цивилизации пытались использовать и так называемые "универсальные товары" - соль, корицу, слитки металлов (в том числе и благородных) и т.п. но эти вещи оказались непрактичными, а некоторые из них и недолговечными. В конце концов общество вынуждено было вернуться к договорным отношениям (государственная чеканка монеты, банковская система - векселя, кредитные карточки, чековые книжки, расписки и т.п.). В этих формах деньги существуют и сейчас.
Ассоциативный блок.
Разговоры о том, что деньги являются универсальным товаром, очень напоминают ответ на вопрос: "Почему у мужчин застежка в одну сторону, а у женщин в другую?" Ответ гласит, что одеваясь (!?) женщина держит на руках ребенка (вопрос зачем? и как часто?), а мужчина оружие и т.п.
Хотя более простой и естественный ответ (правда, верный ли он или нет - все равно остается вопросом) лежит на поверхности: "Для того, чтобы можно было с максимальным удобством расстегнуть одежду друг друга, используя естественную (привычную) координацию движения пальцев рук (для мужчины правой)".
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ДЕНЬГИ
знак, являющийся эквивалентом стоимости. Архаическими формами товарного эквивалента были скот, меха, раковины. Не случайно латинское название денег ресunia происходило от слова pecus — скот. В дальнейшем в качестве денег повсеместно стали выступать драгоценные металлы, главным образом золото и серебро. Самые древние золотые и серебряные монеты были изготовлены в Лидии. Со временем золото стало универсальным международным денежным знаком. Выбор золота был обусловлен его сравнительной редкостью, трудоемкостью добычи и внешней привлекательностью. В случаях, когда в качестве товарного эквивалента выступало только золото или только серебро, денежная система определялась как монометаллизм, если же имело хождение и золото, и серебро — биметаллизм. С изобретением бумажных денег установилась система золотого стандарта. Первые опыты введения бумажных денег имели место в североамериканском Массачусетсе в 1690–1749 и во Франции в 1716–1720. Но для бумажных денег были характерны периодические колебания и падения их цен или курса по отношению к металлу. В развитых экономических моделях зачастую возникала иллюзия восприятия денег, оцениваемых не эквивалентом стоимости, самодостаточной ценности. Деньги интерпретировались в художественной традиции как символ буржуазного духа. В связи с возросшей ролью США в мировой политике XX в. После Второй мировой войны была установлена международная валютная система долларового паритета. По сей день во многих странах, в частности в Российской Федерации, национальные валюты ориентированы на американский доллар. С середины 1970-х была установлена Кингстомская, или Ямайская, денежная система с плавающим курсом валют. В современном мире реальные деньги, монета, составляют лишь 2 процента капитала, выраженного главным образом фантомными категориями — счетами, чеками, долговыми обязательствами, ценными бумагами, котировками, контрактами, кредитными карточками и т. п. Повсеместно в качестве знака доллара и фунта стерлингов используется пересеченная двумя вертикальными прямыми (в последнее время чаще одной) буква S. По американской версии, основанной на патриотическом чувстве, этот символ возник как комбинация аббревиатуры US. Согласно другой версии, знак этот происходит от цифры 8, которую ставили на старых испанских песо достоинством в 8 реалов. Две вертикальные линии вводили, дабы избежать путаницы. В интерпретации антиамериканистов на знаке изображены два Геркулесовых столба и s-образная петля, их пересекающая, что связывалось с легендой о существовании ада на крайнем западе («земли за Геркулесовыми столбами»). Символ используется и для обозначения ряда других валют, к примеру австралийского доллара, изображаемого за счет написания перед знаком сокращенного наименования — Aus. Многие другие валюты изображаются просто заглавными буквами: немецкие марки — DM, российские рубли — Р. Русское название «деньги» производно от татарского эквивалента тенга. На средневековой золотой «денге» изображался всадник с мечом. Но возобладала монета с изображением всадника с копьем — «копейка». Название «рубль» произошло как следствие использования рубленых серебряных слитков в качестве денег. В различные периоды истории России имели хождение и другие варианты денежных единиц: гривны, полуденги, четвертцы, пулы, алтыны, полтины, полуполтины, пироги, марки, резники, гроши, ефимки, платы, ливонезы, пары, империалы, совзнаки, червонцы и др. Источ.: Максимов М. М. Очерк о серебре. М., 1981; Спасский И. Г. Русская монетная система. Л., 1970; Уздеников В. В. Монеты России. 1700–1917. М., 1986; Малышев А. И., Таранков В. И., Смиренный И. Н. Бумажные денежные знаки России и СССР. М., 1991; Орешников А. В. Русская монета до 1547 г. М., 1896; Федоров-Давыдов Г. А. Монеты Московской Руси. М., 1981; Семенкова Т. Г., Семенков А. В. Денежные реформы в России в XIX веке. СПб., 1992.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
ДЕНЬГИ
важнейший социальный интегратор, одно из средств превращения локальных, замкнутых отношений между людьми, развития сообществ по пути всеобщего, человеческих отношений из закрытых в открытые, из жестко ограниченных в потенциально охватывающие вое человечество. Д. открывают безграничные возможности роста разнообразия при одновременном развитии единства, интеграции всех разнообразных связей. Д. позволяют быстро перемещать, концентрировать, комбинировать, соединять накопленные прошлым трудом ресурсы, включая трудовые, организуя приток новых ресурсов, использовать их с максимальной эффективностью, распределять полученные результаты в соответствии с затраченными ресурсами, со вкладом в полученный результат через рынок, движение цен, соглашения заинтересованных сторон.
Посредством Д. человек стягивает к себе необходимые условия для творчества, для всех форм жизнедеятельности. Глубокая сущность Д. раскрывается лишь в результате организационной революции, т.е. при исчезновении организационных барьеров для свободы формирования комбинаций ресурсов. Д. превращаются в капитал, т.
во всеобщую возможность создавать и фокусировать творческие усилия многих людей, любую комбинацию ресурсов для достижения более высокого локального и одновременно всеобщего экономического и социального эффекта. Д. - реальная абстракция. Развитие денежных отношений является необходимой предпосылкой, условием преодоления локализма в культуре, формирования нового менталитета, развития абстрактного мышления и в конечном счете -формирования большого общества, государства на своей собственной культурной основе, а не экстраполяции локальных ценностей.
В либеральной цивилизации человек нацелен на все более глубокое и широкое развитие денежных отношений, вводя все новые сферы жизни в сферу всеобщего, во всеобщую связь, что является необходимым условием развития. При этом развивается культура, которая постоянно защищает определенные сферы жизни от неограниченного вторжения денежных отношений. Правовые элементы культуры защищают определенные отношения от коррупции, нравственность защищает определенные сферы жизни, связанные с семьей, с интимными отношениями и т.д. Страх перед развитием денежных отношений -свидетельство слабости соответствующих аспектов культуры, которые неспособны держать под контролем границы и возможности денежной системы.
В традиционной цивилизации Д. охватывали ограниченную сферу отношений.
Попытка ей расширить вплоть до отношений между членами семьи, внутри крестьянского двора встречала сопротивление. В России издавна складывалось негативное отношение к Д. как воплощению мирового зла. "Копейку надо уничтожить", - говорил один из героев Горького. Другой его персонаж говорил, что "деньги неудобно брать и неудобно давать". В русский литературе (Л.Толстой, Кочетов, Распутин) ярко проявляется негативное отношение к Д. Новое общество было попыткой сформировать хозяйство на основе натуральных отношений, что и привело к хозяйству без экономики и рынка. Еще и сегодня определенный слой людей уверен, что все беды от Д.
В обществе промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, Д. подвержены двойственной оценке, т.е. выступают как одно из воплощений мирового зла, разрушающего жизнь, и как необходимое условие, элемент развития общества, экономики. Конфликт между этими взаимоисключающими оценками - важный фактор дезорганизации. Причем соотношение между ними постоянно меняется на каждом этапе развития общества, начиная от попыток полного запрета Д., господства натуральных отношений до стремления опереться на денежную систему как на инструмент развития, на так называемые "экономические рычаги". Эта постоянная пульсация общества свидетельствует о его неспособности достаточно точно определить реальное состояние денежной системы и ее места в обществе.
Д. в условиях псевдоэкономики загоняются в крайне узкую сферу, главным образом оплаты труда и реализации этой оплаты при покупке потребительских благ. Причем сами Д. лишаются, своего всеобщего характера, распадаются фактически на несколько денежных систем, слабо связанных друг с другом. Тем самым Д.
превращаются из средств накопления и реализации функций творческой энергии в средство накапливания богатства в натуральной форме, в подсобное средство циркуляции дефицита, в орудие чистого потребительства.
В этих условиях накопление Д. становится тараном неудовлетворенного спроса, который постоянно штурмует общество требованием "дай", требованиями всесокрушающего стремления все "тащить в дом". Избыточность Д. проникает во все поры общества, подчиняя все купле-продаже, становится средством коррупции, трибализма, укрепления локализма. Иначе говоря, Д. извращенным образом становятся средством не созидания, а "доставания", надстройкой над экономикой дефицита, средством его укрепления.
Налицо крайне неблагоприятная ситуация, когда, с одной стороны, Д. не служат в должной степени средством экономического развития, формирования экономики, а с другой стороны, в результате слабости определенных форм культуры, прежде всего правовых и нравственных, участвуют в формировании опасных для общества бастионов локализма, отсасывающих ресурсы, способствующих непроизводительному потреблению. Если Д. не могут превратиться в капитал, т.е. стать средством накопления, переброски, организации ресурсов для творческого созидания, они становятся средством разложения существующего порядка. Это в конечном итоге может толкнуть на гибельный путь инверсии, направленной против Д., против экономики, к господству первобытных натуральных отношений в сочетании с авторитарной государственностью в ее самых крайних тоталитарных формах. Это можно рассматривать как негативную реакцию на развитие всеобщего. Она загоняет человеческие отношения в ограничительные рамки жестких локальных уравнительных отношений.
Посредством Д. человек стягивает к себе необходимые условия для творчества, для всех форм жизнедеятельности. Глубокая сущность Д. раскрывается лишь в результате организационной революции, т.е. при исчезновении организационных барьеров для свободы формирования комбинаций ресурсов. Д. превращаются в капитал, т.
во всеобщую возможность создавать и фокусировать творческие усилия многих людей, любую комбинацию ресурсов для достижения более высокого локального и одновременно всеобщего экономического и социального эффекта. Д. - реальная абстракция. Развитие денежных отношений является необходимой предпосылкой, условием преодоления локализма в культуре, формирования нового менталитета, развития абстрактного мышления и в конечном счете -формирования большого общества, государства на своей собственной культурной основе, а не экстраполяции локальных ценностей.
В либеральной цивилизации человек нацелен на все более глубокое и широкое развитие денежных отношений, вводя все новые сферы жизни в сферу всеобщего, во всеобщую связь, что является необходимым условием развития. При этом развивается культура, которая постоянно защищает определенные сферы жизни от неограниченного вторжения денежных отношений. Правовые элементы культуры защищают определенные отношения от коррупции, нравственность защищает определенные сферы жизни, связанные с семьей, с интимными отношениями и т.д. Страх перед развитием денежных отношений -свидетельство слабости соответствующих аспектов культуры, которые неспособны держать под контролем границы и возможности денежной системы.
В традиционной цивилизации Д. охватывали ограниченную сферу отношений.
Попытка ей расширить вплоть до отношений между членами семьи, внутри крестьянского двора встречала сопротивление. В России издавна складывалось негативное отношение к Д. как воплощению мирового зла. "Копейку надо уничтожить", - говорил один из героев Горького. Другой его персонаж говорил, что "деньги неудобно брать и неудобно давать". В русский литературе (Л.Толстой, Кочетов, Распутин) ярко проявляется негативное отношение к Д. Новое общество было попыткой сформировать хозяйство на основе натуральных отношений, что и привело к хозяйству без экономики и рынка. Еще и сегодня определенный слой людей уверен, что все беды от Д.
В обществе промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, Д. подвержены двойственной оценке, т.е. выступают как одно из воплощений мирового зла, разрушающего жизнь, и как необходимое условие, элемент развития общества, экономики. Конфликт между этими взаимоисключающими оценками - важный фактор дезорганизации. Причем соотношение между ними постоянно меняется на каждом этапе развития общества, начиная от попыток полного запрета Д., господства натуральных отношений до стремления опереться на денежную систему как на инструмент развития, на так называемые "экономические рычаги". Эта постоянная пульсация общества свидетельствует о его неспособности достаточно точно определить реальное состояние денежной системы и ее места в обществе.
Д. в условиях псевдоэкономики загоняются в крайне узкую сферу, главным образом оплаты труда и реализации этой оплаты при покупке потребительских благ. Причем сами Д. лишаются, своего всеобщего характера, распадаются фактически на несколько денежных систем, слабо связанных друг с другом. Тем самым Д.
превращаются из средств накопления и реализации функций творческой энергии в средство накапливания богатства в натуральной форме, в подсобное средство циркуляции дефицита, в орудие чистого потребительства.
В этих условиях накопление Д. становится тараном неудовлетворенного спроса, который постоянно штурмует общество требованием "дай", требованиями всесокрушающего стремления все "тащить в дом". Избыточность Д. проникает во все поры общества, подчиняя все купле-продаже, становится средством коррупции, трибализма, укрепления локализма. Иначе говоря, Д. извращенным образом становятся средством не созидания, а "доставания", надстройкой над экономикой дефицита, средством его укрепления.
Налицо крайне неблагоприятная ситуация, когда, с одной стороны, Д. не служат в должной степени средством экономического развития, формирования экономики, а с другой стороны, в результате слабости определенных форм культуры, прежде всего правовых и нравственных, участвуют в формировании опасных для общества бастионов локализма, отсасывающих ресурсы, способствующих непроизводительному потреблению. Если Д. не могут превратиться в капитал, т.е. стать средством накопления, переброски, организации ресурсов для творческого созидания, они становятся средством разложения существующего порядка. Это в конечном итоге может толкнуть на гибельный путь инверсии, направленной против Д., против экономики, к господству первобытных натуральных отношений в сочетании с авторитарной государственностью в ее самых крайних тоталитарных формах. Это можно рассматривать как негативную реакцию на развитие всеобщего. Она загоняет человеческие отношения в ограничительные рамки жестких локальных уравнительных отношений.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта