ДЭН СЯОПИН

Найдено 1 определение
ДЭН СЯОПИН
Дэн Сисянь, 1904, волость Сесин уезда Гуаньань пров. Сычуань. Политич. и гос. деятель КНР, идеолог КПК. Родился в семье землевладельца. В 1920 - 5 работал и учился во Франции. В 1922 вступил в комсомол, в 1924 - в Коммунистич. партию Китая. В 1926 - 7 учился в Москве, в УТК им. Сунь Ятсена. По возвращении в Китай включился в революц. работу на территории опорных баз КПК, был нач. политотдела корпуса, политкомиссаром армии, зам. нач. Гл. политуправления Рабоче-крестьянской Красной армии Китая, зав. Секретариатом ЦК КПК. Участвовал в Великом походе Красной армии в 1934 - 6. В 1937 - 49 занимал руководящие должности в политорганах 8-й и 2-й полевых армий, был секретарем региональных бюро ЦК КПК. В 1945 на VII съезде КПК избран чл. ЦК КПК. После образования КНР (1949) был чл. Центр, правительств, совета КНР (1949 - 54), зам. премьера Гос. администр. совета КНР (1952 - 4), зам. премьера Госсовета, зам. пред. Гос. комитета обороны КНР (1954 - 6). С 1955 - чл. Политбюро ЦК КПК, в 1956 - 66 - Генеральный секретарь ЦК КПК, чл. ПК Политбюро ЦК КПК. С началом "культурной революции" (1966) подвергся преследованиям, был снят со всех постов, находился в ссылке. В 1973 возвращается к политич. деятельности, избирается чл. ЦК КПК, в 1974 - чл. Политбюро ЦК КПК. В 1975 избирается чл. ПК Политбюро и зам. пред. ЦК КПК, В 1976 вновь отстраняется от парт, и гос. постов. После смерти Мао Цзэдуна (1976) и разгрома "банды четырех" реабилитирован и восстановлен на всех руководящих постах (1977). В 1987 по своей инициативе вышел из состава ЦК КПК и был назначен пред. Военного совета ЦК КПК (до 1988). В 1990 уходит с последнего офиц. поста - пред. Центр, военного совета КНР. Как идеолог и теоретик КПК Д.С. наиболее ярко проявил себя в 80-е гг., выступив инициатором и теоретиком политики реформ, автором концепции "социализма с кит. спецификой". Методологич. принципы концепции Д.С., изложенные им в выступлениях 1978 - 80, сводились гл. обр. к тезису о необходимости учета реальных условий обществ, жизни КНР при решении теоретич. и политич. вопросов - т.н. "реалистич. подходу к делу". Такой подход был призван открыть перспективу творческого, критич. отношения к идейному наследию КПК и выработке концепции социально-экономич., политич. и духовного развития Китая, Мысль о необходимости выработки нац. модели социализма, базирующейся на строгом учете реалий совр. Китая, является центр, во всех выступлениях Д.С., составивших два вып. брошюры "Строить социализм с кит. спецификой" (1984, 1987). Он призвал к творческому подходу к марксистскому наследию в новых историч. условиях. Основой системы взглядов Д.С. на обновление кит. об-ва является идея глобальной (или "всесторонней") реформы. Она базируется на тезисе о том, что "коренной задачей периода социализма" является всемерное развитие производительных сил, результатом к-рого станет "постепенное улучшение материальной и культурной жизни народа" и ликвидация бедности: "Бедность - не социализм... Преимущества социализма именно в том и состоят, что он постепенно развивает производительные силы, постепенно улучшает материальную и культурную жизнь народа". Др. базовый тезис Д.С.- идея обеспечения "среднего уровня зажиточности" (сяо кан, см. Да тун [1]) на принципах реальной оплаты по труду, к-рая допускает объективное при социализме фактич. материальное неравенство людей и возможность для части трудящихся стать зажиточными "раньше других" за счет "честного труда". Гарантом же того, чтобы это неравенство не привело к новой поляризации кит. об-ва, Д.С. объявляет сохранение ведущей роли социалистич. обществ, собственности, а также "утверждение высоких идеалов коммунизма в сознании одного-двух последующих поколений". Экономич. и социальные цели концепции глобальной реформы, выдвинутой Д.С.,- преодоление бедности, отсталости, развитие производительных сил и обеспечение "среднезажиточного" уровня жизни народа, подъем его духовной культуры. Эта концепция включает в себя следующие основные компоненты: 1. Раскрепощение сознания, смелое ведение теоретич. поисков и духовное творчество как коренные условия успеха всего дела реформ. 2. Демократизация политич. и экономич. структур кит. об-ва - "перестройка системы руководства со стороны партии и гос-ва", гл. содержанием к-рой является разграничение функций парт, и администр. органов. Эта перестройка подразумевает также изживание "бюрократизма, чрезмерной концентрации власти, патриархальщины... всякого рода привилегий". 3. Социалистич. модернизация Китая, ядро к-рой составляет политика "расширения сношений с внеш. миром и оживления экономики внутри страны". Особое внимание Д.С. обращает на проблему "внеш. открытости" страны, видя в этом объективную тенденцию развития совр. мира. Одним из магистральных путей реализации курса на "открытость внеш. миру" он считает создание "спец. экономич. зон" и "открытых городов" как "окон", через к-рые реализуется политика расширения внеш. сношений. Существ, чертой концепции глобальной реформы Д.С. является тезис о необходимости создания "духовной культуры социализма". Если экономич. реформа призвана создать материальную культуру социализма, то нравств. воспитание трудящихся, повышение их культурного и идейного уровня составляют содержание строящейся духовной культуры нового об-ва. Духовное строительство социализма Д.С. непосредственно связывает с борьбой против бурж. и феод, идеологии, прежде всего т.н. "бурж. либерализации", ведущей к утверждению "ценностей зап. демократии", к-рую он категорически отрицает. *Цзяньшэ ю чжунго тэсэдэ шэхуэйчжуи (Строить социализм с кит. спецификой). Пекин, 1984; Избранное (1975- 1982). Пекин, 1985; Осн. вопросы совр. Китая. М., 1988; **Барач Д. Д.С. М., 1989; Ли Чжанфу. Д.С. чжэсюэ сысян яньцзю (Исслед. филос. взглядов Д.С.). Пекин, 1989; Chi Hsin. Teng Hsiao-ping - Political Biography. Hong Kong, 1978. В.Ф. Феоктистов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь