ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

"Демократический социализм"
официальная идеология совр. реформизма, провозглашенная в декларации Франкфуртского (1951) конгресса Социалистического интернационала — «Цели и задачи демократического социализма» — и противопоставляемая идеологии марксизма-ленинизма. Теоретические корни «Д. с.» восходят к неокантианству с его проповедью этического социализма. По этой концепции социализм не закономерный продукт естественно-исторического развития; он — нравственный идеал, равно доступный представителям всех слоев общества. Следовательно, проблема социалистического преобразования общества — это гл. обр. моральная проблема, проблема перевоспитания и воспитания людей в духе социализма. Классовая борьба, социалистическая революция, диктатура пролетариата отвергаются. Социализм возникает только «демократически», т. е. в результате суммы социальных и особенно культурно-воспитательных мероприятий, осуществляемых в рамках буржуазного государства и буржуазными правительствами. Социализм существует как «демократия», т. е. как гармоническое единство всех социальных слоев и групп, включая капиталистов. По своему объективному смыслу концепция «Д. с.» направлена на увековечение осн. устоев буржуазного общества.

Источник: Философский словарь. 1963

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (ГУМАННЫЙ) СОЦИАЛИЗМ
1. Модель (тип) социалистической организации общественном жизни, формирующаяся в СССР в процессе осуществления перестройки и противопоставляемая авторитарно-бюрократической системе. Эта модель является возрождением ленинской концепции социализма на новой основе, с учетом опыта мирового развития и совр. условий. Д. с.— это гуманный социализм, в к-ром человек поставлен в центр общественного развития; это об-во эффективной и динамичной экономики, удовлетворяющей потребности членов об-ва; это строй социальной справедливости, высокой культуры и морали, народовластия и самоуправления, строй равенства всех наций и народностей; это строй, природе к-рого отвечают мир и демократизм в международных отношениях. 2. Официальная идеология совр. с.-д. и социалистических партий, провозглашенная в декларации Франкфуртского (1951) конгресса Социалистического интернационала — “Цели и задачи демократического социализма” — и нередко противопоставляемая идеологии марксизма-ленинизма (по крайней мере в той ее форме, к-рая была господствующей в те годы). Теоретические корни Д. с. восходят к неокантианству с его проповедью этического социализма. По этой концепции социализм не закономерный продукт естественноисторического развития; он — нравственный идеал, равно доступный представителям всех слоев об-ва. Следовательно, проблема социалистического преобразования об-ва — это гл. обр. моральная проблема, проблема перевоспитания и воспитания людей в духе социализма. Социализм возникает только в результате суммы социальных и особенно культурно-воспитательных мероприятий, осуществляемых в рамках буржуазного государства. Эти положения нашли отражение в программных документах партий Социалистического интернационала, к-рые сегодня во многом переосмысливаются нами. Находятся мн. объединяющие идеи и позиции, ведущие к установлению новых отношений.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
концепция постепенной (эволюционной) трансформации (изменения) капиталистического общества, являющаяся идейным кредо международной социал-демократии. Термин «Д. с.» появился в кон. 19 в. в рабочем движении Германии, Великобритании, Австро-Венгрии. Социалисты этих стран стремились отмежеваться прежде всего от анархо-утопических трактовок социализма. В послеоктябрьский период социал-демократы противопоставляли «Д. с.» революционной теории марксизма, ставшей идейным знаменем международного коммунистического движения. Однако приход фашистов к власти в Германии, Италии и ряде др. европейских государств показал несостоятельность надежд социал-демократии на эволюционный «путь к социализму». Новый этап в развитии концепции «Д. с.» начался после 1945. Считая буржуазно-демократический строй незыблемым, социал-демократия представляет «Д. с.» как постоянный процесс реформирования общества. Основой «Д. с.» объявляется демократизированное буржуазное государство, а хозяйственным базисом — смешанная (частногосударственная) экономика; ее демократизации, по мнению социал-демократии, служит система участия трудящихся в управлении экономикой. «Д. с.» сделал больше, чем прежде, упор на внедрение в повседневность требований свободного развития личности, осуществление таких надклассово трактуемых категорий, как свобода, справедливость, солидарность, равенство. Политическим императивом «Д. с.» становится принцип консенсуса — достижения согласия с представителями эксплуататорских классов. В экономической сфере упор делается на «социальное партнерство» — классовый компромисс трудящихся и эксплуататоров. Эти положения зафиксированы как во Франкфуртской декларации Социнтерна (1951), так и в ряде программ, принятых входящими в него партиями на рубеже 50—60-х гг.
В 70—80-е гг. под влиянием кризисных явлений в капиталистической системе, обострившихся глобальных проблем мирового развития, а также вследствие присоединения к Социнтерну нек-рых политических течений развивающихся (прежде всего латиноамериканских) государств в концепцию «Д. с.» вносится ряд изменений. В программах и документах программного характера, принятых как самим Социнтерном, так и входящими в него партиями, делается сейчас акцент (больший, чем прежде) на несовершенство капиталистического общества, на свойственные ему пороки (безработица, преступность, моральная деградация). С учетом активизации освободительных движений в «третьем мире» «Д. с.» определяется как концепция, интегрирующая в себя также и культурно-политические традиции молодых государств. Традиционный тезис об участии в управлении дополняется требованием демократического контроля в сфере экономики. В концепцию «Д. с.» включаются сейчас также требования учета экологических потребностей человечества, необходимости сохранения прочного мира.
Несмотря на эти, несомненно, позитивные черты нового видения социал-демократией проблем современности, нынешний вариант «Д. с», отрицая (как и раньше) свою связь с марксизмом, по-прежнему рекламирует себя в качестве «третьего пути» — между доктринами буржуазного консерватизма и теорией научного коммунизма, творчески развиваемой международным коммунистическим движением.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ»
реформистская теория, согласно к-рой социализм в совр. эпоху,
утратив классово-пролетарский характер, превратился в «общедемократич.» течение на базе «примирения» классов, а марксизм-ленинизм в его воплощении в практике социалистич., коммунистич. строительства, революц. борьбе рабочего класса стал «ветвью, оторвавшейся от социализма».
Понятие «Д. с.» употреблялось уже в реформистской лит-ре кон. 19 в. Им обозначалось одно из направлений «государственного социализма», отдававшее предпочтение бурж.-демократия., респ. гос-ву по сравнению с монархическим и рассматривавшее бурж. демократию в качестве единственно мыслимого условия осуществления социализма.
Совр. концепция «Д. с.» оформилась к 50м гг. 20 в. как противостоящая теории и практике социалистич. революции и реального социализма и была провозглашена офиц. доктриной Социалистич. интернационала (Франкфуртская декларация, 1951).
«Д. с.» исходит из осн. идеи, что социализм реализуем лишь на базе, в пределах и средствами демократии, вызревающей в лоне капитализма. Любые иные формы борьбы, по утверждению теоретиков Д. с., деформируют социалистич. цель и делают ее недосягаемой. Бурж. демократия предстает не просто как «путь» к социализму, но и как его «начало», и проблема заключается в ее усовершенствовании, ибо социализм толкуется как «завершенная демократия». В конце 70-х гг. ряд партий Социнтерна изымает из своих программ понятие «социалистич. общество», введя взамен него понятие «социальная демократия». Существо перехода к новому обществ.
состоянию усматривается теперь уже не в мирной трансформации капиталистич. системы, а в движении от политич. демократии к социальной, во врастании демократии в капитализм, к-рый в той мере, в какой он облачен в демократию, истолковывается как строй равенства, свободы, справедливости и солидарности. По мысли теоретиков «Д. с.», такой строй складывается в процессе перманентной реформы, призванной обеспечивать «максимально возможное всеобщее благоденствие», «свободу личности», «наиболее справедливое распределение нац. дохода» и содействовать «социализации х-ва». В качестве адекватного базиса «Д. с.» постулируется гос. контроль (частичное и косвенное регулирование экономич. развития путем программирования, налогообложения, участия в прибылях и пр.) над «смешанной экономикой», предполагающей наряду с гос.-капиталистич. предприятиями сохранения частнохоз. капитализма. Согласно доктрине «Д. с.», контроль бурж. гос-ва над экономикой представляет собой социалистич. меру при соответствующей «демократич. процедуре» этого контроля; выработка ее ставится в зависимость даже не столько от завоевания большинства в парламенте, сколько от «этич. обновления» общества, «социального партнерства» и достижения «общего согласия» о проведении социальных улучшений.
В теории и политике идеологи «Д. с.» определяют свою позицию как промежуточную - между «диктатурой», с к-рой они отождествляют реальный социализм, и капитализмом. Однако их утверждения о неприятии капитализма в история, перспективе не согласуются теоретически с осн. идейно-политич. постулатом «Д. с.»- приверженностью к бурж. демократии. По своему классовому содержанию «Д. с.» выступает как прокапиталистич. теория, противостоящая науч. социализму.

Источник: Советский философский словарь

"ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ"
фальшивый программный лозунг и реформистская теория совр. правых социалистов, в замаскированной форме отстаивающая капиталистич. строй и противопоставляющая себя науч. социализму Маркса – Энгельса – Ленина. Понятие "Д. с." впервые введено в употребление в 30-х гг. нем. социал-демократами. Затем подхвачено М. Филиппсом и др. англ. лейбористами в 40-х гг. 20 в. "Д. с." являлся офиц. идеологией социалистич. Интернационала и входящих в него партий. Теория "Д. с.", реставрирующая обветшалые концепции гильдейского и муниципального социализма фабианцев, этич. социализма Каутского и австромарксистов (см. Австромарксизм), представляет собой ревизию и отречение от марксизма. Социальная основа "Д. с." – мелкая буржуазия, в среде к-рой распространены иллюзии о возможности реформистского "лечения" и "штопанья" капитализма, и рабочая аристократия, защищающая интересы монополий против трудящихся. Существо "Д. с." – социализм на словах, сохранение капитализма на деле. Теоретики "Д. с." (Ласки, Моррисон, Стрейчи, Коул, Б. Каутский, Штернберг, Рюбель и др.), тенденциозно истолковывая государственно-монополистич. тенденции совр. капитализма, изображают загнивающий монополистич. капитализм как процветание и стихийное перерастание в социализм, а монополии – как благодетелей общества. Поэтому "Д. с." отрекается от требования обществ. собственности на средства произ-ва. Его лозунг "публичная собственность", т.е. полное сохранение монополий под ширмой "гос. контроля" и "участия в прибылях". Совр. капиталистич. общество с возрастающей противоположностью интересов монополистич. буржуазии и трудящихся "Д. с." изображает как гармонию классов, где полюсы богатства и нищеты нейтрализуются т.н. "средним классом". Отсюда тактика классового сотрудничества, т.н. этич. обновления общества без революц. насилия против эксплуататоров, социализм для всех классов, "революция с общего согласия". Совр. капиталистич. гос-во "Д. с." представляет как надклассовое, как орудие для достижения "всеобщего благосостояния", как беспристрастного арбитра между антагонистич. классами и выдвигает программу укрепления и совершенствования капиталистич. гос-ва и тактику "влияния" на него через парламент вместо революц. (мирного или немирного) завоевания власти трудящимися. Империализм и колониальную систему "Д. с." объявляет переродившимися в "содружество наций", где колонизаторы "опекают" отсталые народы. Отсюда – тактика поддержки "своего" империализма при подавлении нац.-освободит. движений в Азии и Африке (Эттли, Ги Молле и др.). Совр. мир, в к-ром существуют две мировые экономич. и политич. системы – социализм и капитализм, "Д. с." изображает как противоположность "тоталитаризма" и "демократии". "Д. с." неизменно враждебен мировой социалистич. системе и коммунистич. партиям. "Д. с." поддерживает агрессивные империалистич. блоки и в конечном счете оказывается на стороне сил войны против сил мира (напр., бельг., правый социалист Спаак с 1957 является ген. секретарем НАТО). "Д. с." демобилизует рабочий класс в его революц. борьбе против капитализма, сеет рознь между различными отрядами трудящихся. В 1958 англ. лейбористская партия выступила с рядом программных документов: "К равенству", "Личная свобода", "Помощь колониям и слаборазвитым странам", "Промышленность и общество" и "План прогресса", в к-рых правые социалисты порывают с традиц. представлением о социализме как системе, основанной на обществ. собственности на средства произ-ва и поэтому принципиально отличной от капиталистич. системы. В этих документах, как и в подобных документах австр. и западногерм. социал-демократов, выдвигается трактовка социализма как некоей совокупности моральных принципов, к-рые должны быть претворены в жизнь путем социальных реформ в рамках капиталистич. строя. Лит.: Чепраков В., Современный капитализм и антимарксизм, "Коммунист", М., 1957, No 17; Кэмпбелл Дж. Р., Лейбористская партия сегодня – ее политика и идеология, "Проблемы мира и социализма", 1959, No 1; Коул Д. Д. Г., Капитализм в современном мире, М., 1958; Соlе G. D. Н., World socialism restated, L., 1957; его же, Capitalism in the modern world, L., 1957; Crosland C. A. R., The future of socialism, L., 1957; Seki J., Democratic socialism and its ideology, "Socialist internat. inform.", L., 1956, v. 6, No 37. В. В. Колбановский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

«Демократический социализм» 
разнородная и пестрая идеологическая концепция, разрабатываемая представителями различных (мелкобуржуазных и либерально-буржуазных) политических течений и активно противопоставляемая не столько идеологии капитализма, сколько последовательной научной идеологии реального социализма, одна из наиболее распространенных форм подделки под социализм. Прежде всего «Д. с.» выступает как официальная идеология правой социал-демократии, стоящей у власти в ряде стран и занимающей буржуазно-апологетические и антикоммунистические позиции (ее типичные представители — Г. Бушворт, Р. Левенталь, X. Фогель, X. Эренберг, Ж. Аттали, Г. Деффер, И. Бернар, С. X. Бир, Р. Маккензи, Р. Миллибенд, X. Фишер, Э. Матцнер, Ф. Гонсалес и др.). «Д. с.» выступает и как концепция левых течений в социал-демократии (Ф. Вильмар, X. Хайманн, У. Томпсон, Д. Альберс, Т. Бенн, И. Хиндельс, Ж.?П. Шевенманн, М. Рокар, Ж. Мартине и др.), порою остро критикующих капиталистическую систему, но в целом делающих упор на так наз. системоизменяющее реформирование капитализма, а не на его революционное преобразование в социалистическое общество. «Д. с.» выступает и в форме «социалистической модели» правых ревизионистов и ренегатов типа Гароди, Фишера, Шика и им подобных, порвавших с коммунистическими партиями и пытающихся противопоставить практике реального строительства социализма свои ревизионистские воззрения (см. Ревизионизм). «Д. с.» существует также и в форме заигрывания с социализмом со стороны ряда представителей леволиберальной буржуазии, пытающихся найти собственную «социалистическую» альтернативу решению проблем, стоящих перед обществом. «Д. с.» имеет место и в реформистских воззрениях левых католиков (А. Комин, Р. Лельевр, Ж. Монтарон, Л. Моралес), подвергающих острой критике пороки современного буржуазного общества, но не видящих подлинных путей избавления людей от капиталистической эксплуатации и отчуждения. Эта концепция популярна и среди молодежи, действующей в рамках движения «новых левых» и пытающейся слабую теоретическую подготовленность и нечеткость классовых позиций подменить чисто эмоциональным подходом к решению проблем. Концепцию «Д. с.» усиленно эксплуатируют и под флагом так наз. сионистского социализма — «киббуцизма» (М. Бубер, Д. Бен-Гурион), и в виде особого «латиноамериканского», «африканского», «японского» социализма и т. д. В любом своем облачении «Д. с.» находится на вооружении ревизионистских и буржуазных идеологов. Он представляет собой социалистическую по фразеологии, но реформистскую и ревизионистскую по своей сути идеологию ограничения влияния рабочего класса и коммунистических партий на широкие массы трудящихся. При всей мозаичности и пестроте теоретических концепций и практических программ, апеллирующих к «Д. с.», всем им присуще отрицание научного социализма, его основополагающих идей о необходимости радикального, революционного переустройства капиталистического общества посредством установления (мирного или немирного) диктатуры пролетариата, о ликвидации частной собственности на средства производства и всей системы капиталистических общественных отношений, о ведущей роли рабочего класса в уничтожении эксплуатации человека человеком. Замалчивая успехи реального социализма в странах мирового социалистического содружества, теоретики «Д. с.» голословно обвиняют коммунистические партии в том, что они якобы не уделяют достаточного внимания развитию демократических институтов общественной жизни. При этом все абстрактные разглагольствования о демократии, все рассуждения о ее безграничном развитии фактически служат лишь одной цели: оторвать от коммунистических партий идущие за ними трудящиеся массы, отвлечь рабочий класс от подлинной борьбы за социализм, подменив ее «борьбой» за понятую в буржуазном духе демократизацию общественной жизни (см.Демократия буржуазная). Выдвижение «Д. с.» в центр теоретических построений социал-демократии и других политических течений, по существу, служит попыткой утвердить положение о «примирении» рабочего класса с государственно-монополистической системой. «Д. с.» используется также для идеологического влияния на трудящиеся массы социалистических стран, в особенности на молодежь. Особая опасность этой концепции для международного рабочего движения состоит в том, что, на практике уводя это движение от социализма, адепты «Д. с.» в своих теоретических построениях продолжают пользоваться социалистической фразеологией, на словах выступают за социалистические преобразования общественной жизни. Это позволяет идеологам «Д. с.» вести за собой значительные массы рабочего класса, искренне преданные делу социализма, но недостаточно глубоко разбирающиеся в идеологических вопросах. В логико-теоретическом плане концепция «Д. с.» до сих пор остается в высшей степени аморфной, расплывчатой, эклектичной. Какого-либо единообразного понимания того, что такое «Д. с.», ни социал-демократия, ни другие сторонники «Д. с.» выработать не смогли и вынуждены были объявить специфической чертой этой концепции плюрализм взглядов. Современные концепции «Д. с.» имеют в своей основе абстрактные гуманистические, этические и религиозные принципы надклассово понимаемых социальной справедливости, лучшей жизни, свободы и мира во всем мире. По сути дела, каждая партия, провозглашающая себя партией «Д. с.», фактически имеет свою специфическую концепцию «Д. с.». Главным и общим для всех этих концепций провозглашается соблюдение принципов так наз. «плюралистической демократии», т. е. попытка построить социализм посредством реформ (см. Реформа социальная), используя лишь такой инструмент, как буржуазная парламентарная система, мирный приход к власти посредством выборов. Марксисты, настаивая на определяющей роли в коренном преобразовании общества социальной революции, тем не менее не отбрасывают реформы как способ общественных изменений, считая, однако, необходимым видеть четкую грань между тем, что в данных исторических условиях достижимо с помощью реформ, и тем, что может быть осуществлено лишь посредством социальной революции. Идеология «Д. с.» игнорирует тот факт, что завоевание власти рабочим классом в любых формах является демократическим по самой своей сути, ибо направлено на искоренение эксплуатации человека человеком, на превращение государства, эксплуатирующего трудящееся большинство, в государство, главное назначение которого — забота об интересах всех тружеников общества. В общем и целом идеологическая программа «Д. с.», по существу, представляет собой отказ от социалистических преобразований. Ярким свидетельством этого является практика правительственной деятельности социал-демократии, пытающейся воплотить идеи «Д. с.» в жизнь. Во время пребывания у власти социал-демократы даже не предпринимали попыток осуществить действительно радикальные изменения политической и экономической структуры современного капитализма. Они ограничивались лишь мелким реформаторством капиталистической системы, а не вели дело к ее преобразованию в социализм, как это предполагается идеологией «Д. с.». Таким образом, все, чем может быть «Д. с.» на практике, исчерпывается его установкой на реформирование капитализма в рамках самого капитализма.

Источник: Научный коммунизм. Словарь