Демократический централизм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Демократический централизм
принцип демократического централизма - явление возможное только в жестких тоталитарных системах:
- меньшинство подчиняется большинству; данный тезис ведет к тому, что в партии принципиальные люди вытесняются людьми, способными проявлять именно партийную принципиальность, то есть такую принципиальность, которая колеблется вместе с курсом партии; члены партии, не способные проявлять партийную принципиальность, отторгаются, или уничтожаются (в разных странах по-разному);
- меньшинство подчиняется большинству в обществе - демократия, но связанная с насилием, то есть система тоталитарная;
- меньшинство не подчиняется большинству - отсутствие власти и управления - анархия (?);
- большинство подчиняется меньшинству - деспотия, плутократия и т.п., но не демократия;
- принцип демократического централизма (меньшинство подчиняется большинству) является основой любой демократии и тоталитаризма, но не либерализма.
Ассоциативный блок.
Вывод - любая демократия является тоталитарной системой управления большими массами людей - не является обнадеживающим.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ
важнейший принцип организац. строения и деятельности коммунистич. и рабочих партий, а в социалистич. гос-вах - также принцип гос. устройства, строения и деятельности органов гос. власти, обществ. орг-ций трудящихся, системы управления нар. х-вом. Суть Д. ц состоит в сочетании демократизма, т. е. полновластия, самодеятельности и инициативы трудящихся, выборности руководящих органов снизу доверху, их подотчетности массам, с централизацией - руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, обязательностью решений высших органов для низших, подчинением частных интересов интересам общим. Принцип Д. ц. вытекает из демократич. сущности пролет. движения и социалистич. преобразования общества; является составной частью марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса и об устройстве социалистич. гос-ва. Если в классово-антагонистич. обществах демократия и централизм взаимно противоположны и конкретно-исторически их борьба разрешается путем большего или меньшего преобладания в обществ. и гос. устройстве того или иного начала, превращаясь в бюрократич. централизм или анархистское своеволие, то в условиях социализма централизм и демократизм составляют диалектич. единство.
Д. ц. как основополагающий принцип организации и деятельности революц. партий впервые был выдвинут К. Марксом и Ф. Энгельсом и практически воплощен в основанном в 1847 Союзе коммунистов (см. Устав Союза коммунистов, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 524-29). На основе Д. ц. протекала деятельность и 1-го Интернационала: входившим в него партиям была предоставлена широкая автономия, но в то же время предъявлялись требования признания одной программы и устава, подчинения низших орг-ций высшим, соблюдения парт. дисциплины. Принцип Д. ц. основоположники науч. коммунизма предполагали использовать также и при строительстве пролет. гос-ва.
Дальнейшую разработку принцип Д.ц.получил в ряде работ В. И. Ленина. Уже в принятом 2-м съездом РСДРП (1903) Уставе партии были закреплены ленинские нормы парт. жизни, а в Уставе, принятом 4-м съездом партии (1906), было непосредственно записано: «Все организации партии строятся на началах демократического централизма...» («КПСС в резолюциях...», т. l, 1970, е. 182). Против Д. ц. в первые годы Сов. власти выступали различные антипарт. группировки, пытаясь под видом развития демократизма узаконить в партии фракционность. Эти попытки встретили решит, отпор. 10-й съезд РКП (б) (1921) принял предложенную Лениным резолюцию «О единстве партии», подтвердил незыблемость принципов Д. ц.
Согласно Уставу КПСС, Д. ц. означает: «... а) выборность всех руководящих органов партии снизу доверху; б) периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими органами; в) строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших» (1976, с. 22).
После Окт.революции 1917 по инициативе Ленина Д. ц. стал основой гос. строительства. Выборность всех органов гос. власти в центре и на местах; подотчетность депутатов избирателям и право последних отозвать депутата; формирование органов гос. управления представит. (избираемыми) органами; образование единой системы органов гос. власти и гос. управления, в к-рой нижестоящие органы подчинены руководству и контролю вышестоящих органов, и ряд др. положений стали конкретным воплощением Д. ц. в организации и деятельности первого социалистич. гос-ва. На основе Д.ц. путем создания единой Сов. федерации был решен и нац. вопрос. Именно Д.ц. позвволил, с одной стороны, отказаться от сепаратизма, а с другой – сохранить необходимую автономию. «... Демократический централизм, - писал Ленин, - нисколько не исключает автономию, а напротив - предполагает ее необходимость» (ПСС, т. 36, с. 151).
Важным этапом развития Д. ц, была разработка Лениным вопросов хоз. руководства и управления. «Наша задача теперь, - подчеркивал Ленин, - провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т. п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели» (там же, с. 152).
Д. ц. противостоит как бюрократич. централизму, так и анархо-синдикализму. Первый ведет к сковыванию инициативы и хоз. самостоятельности, к игнорированию местных условий, потребностей и возможностей хозяйствования, второй подрывает единое плановое начало, влечет за собой диспропорции в хоз. деятельности. «Мы стоим за демократический централизм, - указывал Ленин. - И надо ясно понять, как далеко отличается демократический централизм, с одной стороны, от централизма бюрократического, с другой стороны - от анархизма» (там же, с. 151).
Качественно новый этап развития и конкретизации Д. ц. определяется совр. тенденциями развития всей политич. системы социализма, такими, как повышение роли представит. органов власти; расширение возможностей и рост активности обществ. орг-ций; углубление производств. демократии при обязат. сохранении централизов. планирования и руководства нар. х-вом; укрепление законности и усиление нар. контроля. Соответственно решения 24, 26-го съездов КПСС, ряд положений Конституции СССР открыли новые возможности для дальнейшего совершенствования форм реализации принципа Д. ц., повышения уровня централизов. планирования, развития инициативы и творч. активности трудящихся в управлении хозяйством.

Источник: Советский философский словарь

Демократический централизм 
важнейший принцип управления социалистическим обществом, построения и деятельности коммунистической партии, социалистического государства, общественных организаций. Как принцип управления обществом Д. ц. состоит в сочетании демократизма, т. е. полновластия трудящихся, их самодеятельности и инициативы, выборности руководящих органов и их подотчетности массам, с централизацией — руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной. В СССР и других социалистических странах Д. ц. положен в основу партийного, государственного и хозяйственного руководства. Конституцией СССР предусмотрено, что организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом Д. ц.: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Д. ц. сочетает единое руководство с инициативой и ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело. В основных чертах этот принцип был разработан Марксом и Энгельсом и осуществлен ими в Союзе коммунистов, а затем в I Интернационале. Он возник из потребностей рабочего движения в объединении своих сил в борьбе с капитализмом, в монолитной устойчивости и организованности пролетарского авангарда. Применительно к новым историческим условиям — эпохе пролетарских революций — принципы Д. ц. были творчески развиты Лениным. КПСС впервые в исторической практике наиболее полно воплотила принцип Д. ц. в своем организационном строении и деятельности. Его узаконила I (Таммерфорсская) большевистская конференция (1905), а затем IV (Объединительный) съезд РСДРП (1906), принявший уставное положение, что «все организации партии строятся на началах демократического централизма». Д. ц. как принцип партийного строительства выдержал длительную проверку и оказался наиболее эффективным для организационного строения коммунистической партии как в условиях эксплуататорского общества, так и при социализме. В наше время он служит незыблемой основой организационного строения и деятельности марксистско-ленинских коммунистических и рабочих партий. Необходимость построения партии на началах демократии вытекает прежде всего из той решающей роли, которую играют рабочий класс, трудящиеся массы в историческом творчестве. Организация внутренней жизни партии на демократической основе обеспечивает учет мнений, интересов и воли партийных и беспартийных масс во всей ее деятельности, их решающее влияние на выработку политики, формирование руководящих органов партии, создает необходимые предпосылки для их активного участия в осуществлении целей партии, ее программы. Необходимость построения партии на основе централизма обусловлена классовым характером общества, а также характером и целями самой партии как политической организации рабочего класса, ставящей задачу свержения эксплуататорского строя и построения социализма. В капиталистическом обществе, писал Ленин, «у пролетариата нет иного оружия в борьбе за власть, кроме организации» (т. 8, с. 403). В социалистическом обществе, где коммунистическая партия выступает как политический руководитель широких социально-экономических преобразовании, высокие требования к организованности партии обусловлены ее общественной ролью авангарда народа, необходимостью последовательного проведения в жизнь социалистического идеала, единой социально-экономической и культурной политики, единой внешнеполитической линии. Идейное и организационное единство партии нужно и для того, чтобы она была способна противостоять давлению идеологии империализма как на массы трудящихся, так и на самих коммунистов. Коммунистическая партия строится и действует на основе единых идейных, тактических и организационных принципов. Она имеет единый высший руководящий орган — съезд партии, а в период между съездами — Центральный Комитет. Решения съезда партии, ее ЦК — закон для коммуниста. Все входящие в партию организации подчинены партийному центру, решения и указания высших партийных органов обязательны для нижестоящих партийных организации, меньшинство в организациях и их руководящих органах подчиняется большинству. Централизм означает также отчетность партийных органов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими органами. Он предполагает твердую партийную дисциплину и одинаковую ответственность перед партией всех ее членов, независимо от занимаемых ими постов. Уставом КПСС, а также уставами других коммунистических партий предусмотрены специальные гарантии против нарушения единства партии и партийной дисциплины. Партийная дисциплина и демократический порядок решения партийных дел — взаимно обусловленные требования. Нельзя произвольно усиливать централизм и сужать партийную демократию, не причиняя тем самым существенного ущерба дееспособности партии, ее руководящей роли и влиянию в обществе. В равной мере нельзя без серьезного вреда для партии, расширяя демократию, забывать о необходимости централизма, требовательности, строгой партийной дисциплины. Соотношение демократии и централизма в практической деятельности партии определяется конкретно-историческими условиями, уровнем зрелости внутрипартийных отношений, стоящими перед партией задачами. В условиях развитого социалистического общества курс КПСС на всемерное развитие и совершенствование партийной демократии при одновременном укреплении партийной дисциплины — главная линия развития внутрипартийных отношений. С победой социалистической революции, по мере укрепления и развития социализма Д. ц. все более утверждается в системе государственной власти и управления. Необходимость построения и деятельности социалистического государственного аппарата на основе Д. ц. обосновал Ленин. Он подчеркивал важность сочетания единообразия в решении коренных вопросов государственной политики с использованием многообразных демократических форм управления на местах. «С демократическим и социалистическим централизмом, — писал Ленин, — ни шаблонизирование ни установление единообразия сверху не имеет ничего общего. Единство в основном, в коренном, в существенном не нарушается, а обеспечивается многообразием в подробностях, а местных особенностях, в приемах подхода к делу, в способах осуществления контроля...» (т. 35, с. 203). Большое значение при социализме имеет осуществление принципа Д. ц. в управлении народным хозяйством. Материально-технической основой Д. ц. в хозяйственной политике служит современное крупное социалистическое производство, а экономической основой — социалистическая собственность на средства производства, связывающая в единое целое все отрасли экономики. Необходимые социально-политические условия создают наличие государственной власти в руках трудящихся, социально-политическое и идейное единство общества, совпадение коренных интересов общества, классов, коллективов, личности. Д. ц. в хозяйственном строительстве обеспечивает возможность единого государственного планирования, наиболее разумного использования всех материальных и людских ресурсов. По мере развития и укрепления социализма объективные возможности для дальнейшего развития как демократии, так и централизма возрастают. Коммунистическое строительство предполагает всемерное развитие демократических основ государственного и общественного управления при укреплении и совершенствовании централизованного руководства народным хозяйством и другими сферами жизни. Укрепляя плановые начала в развитии экономики, согласованность в функционировании всех ее отраслей, партия и государство ориентируются вместе с тем на расширение самостоятельности хозяйственных объединений и предприятий, прав и ответственности их руководителей. В недооценке и отрицании Д. ц. как принципа руководства социалистическим обществом, принципа партийного и государственного строительства со стороны правых и «левых» ревизионистов отражается ненаучный подход к социализму, влияние буржуазной и мелкобуржуазной идеологии.

Источник: Научный коммунизм. Словарь