ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
(от греч. mythos - предание, сказание, слово) - устранение элементов мифа из описания и объяснения чего-либо, из учения или концепции, их рационализация. Неоднократно предпринимались попытки демифологизации Св. Писания и христианской веры, которые не соответствовали их существу.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
термин, возникший в 40-х гг. 20 в. в связи с доктриной Бультмана и его последователей, отразившей влияние экзистенциализма в теологии; попытка освобождения религ. веры от историч. форм мифа, в к-рых вера всегда выражала себя, и сведения ее к чистому и внепредметному смыслу, ставящему личность верующего перед абс. выбором. Отдаленные аналоги Д. - борьба с мифологич. образностью в определ. моменты становления монотеистич. религий, а также греч. и инд. философии, попытки рационалистически истолковать миф как аллегорич. покрывало истины, характерные для эпохи эллинизма, и т. п.
Источник: Советский философский словарь
ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
освобождение современных исследований исторических событий и методов от всех мифологических элементов и наслоений; термин, введенный для обозначения раскрытия смысла Библии, в частности Нового завета, путем критического толкования «мифической картины мира» Библейский миф якобы больше не соответствует современным представлениям человека, сформированным под воздействием естественнонаучной мысли. Вера требует нового понимания Библии и освобождения от всякой картины мира, которая создана объективирующим мифическим мышлением. Так, воскресение Христа должно пониматься не как исторический факт, а лишь как пасхальная вера апостола; только крест является фактом.
ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
понятие, выражающее осн. содержание теологич. концепций, призывающих интерпретировать библ. мифы в соответствии с представлениями совр. человека. Родоначальник «де-мифологизированной» теологии Р. Бультман в очерке «Новый завет и мифология» (1941) предложил разграничивать в Библии божеств. содержание (керигму) и языковую форму выражения истин веры. Поскольку в наше время, писал Бультман, люди не верят в библ. мифы, то их следует рассматривать лишь как символич. образы, выражающие отношение человека к богу. Т. О., миф не отбрасывается, а получает экзистенциальную трактовку. Концепции Д. стремятся избавить христ. теологию как от безнадежно устаревших положений ортодоксии, так и от протест, «либерализма».
Источник: Атеистический словарь
ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
термин, введенный Р. Бультманом и обозначающий раскрытие смысла Нового завета путем критического толкования "мифической картины мира", данной в Библии. Библейский миф якобы больше не соответствует современным представлениям человека, сформированным под воздействием естественнонаучной мысли. Вера требует нового понимания Библии и освобождения от всякой картины мира, которая создана объективирующим мифическим мышлением. Воскресение Христа должно якобы пониматься не как исторический факт, а лишь как пасхальная вера апостола; только крест является фактом. В более широком смысле данное слово обозначает тенденцию расширить применение этого метода с целью освобождения современных исследований исторических событий и методов от всех мифологических элементов, наслоений.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
(Entmythologisierung) — термин, введенный R Булыпманом и обозначающий раскрытие смысла Нового Завета путем критического толкования «мифической картины мира», данной в Библии. Библейский миф не соответствует современным представлениям человека, сформированным под воздействием естественно-научной мысли. Вера требует нового понимания Библии и освобождения от уз той картины мира, которая создана объективирующим мифическим мышлением. Воскресение Христа надо понимать не как исторический факт, а лишь как пасхальную веру апостолов; только крест является фактом. — В общем употреблении слова «демифологизация» обнаруживается тенденция к расширению этого метода до задачи очищения современных исторических, политических и мифологических исследований от всех мифологических остатков.
R. Bultmann. Glauben u. Verstehen, 1933; H.-W. Bartsch (Hg.). Kerygma u. Methos, I—VII, 1948—1979; K. Jaspers/R. Bultmann. Die Frage der E., 1954 (Neuausgabe 1981); Bomkamm. Die Theologie Bultmanns in der neueren Diskussion, in: Theol. Rundschau 29 (1963); W. Nethofel. Strukturen existentialer Interpretation. Bultmanns Johanneskommentar im Wechsel Theol. Paradigmen, 1983.
R. Bultmann. Glauben u. Verstehen, 1933; H.-W. Bartsch (Hg.). Kerygma u. Methos, I—VII, 1948—1979; K. Jaspers/R. Bultmann. Die Frage der E., 1954 (Neuausgabe 1981); Bomkamm. Die Theologie Bultmanns in der neueren Diskussion, in: Theol. Rundschau 29 (1963); W. Nethofel. Strukturen existentialer Interpretation. Bultmanns Johanneskommentar im Wechsel Theol. Paradigmen, 1983.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
термин для обозначения методологических приемов, используемых в религиозной философии и теологии при переводе мифологических сюжетов Библии и устаревшего языка церкви на язык современности. Основателем концепции Д. считается нем. протестантский теолог Бультман, который в работе "Новый завет и мифология" (1941) предложил разграничивать в Библии непреходящее божественное содержание (керигму) и языковую форму его выражения. Обратившись к анализу новозаветных текстов, Бультман сделал заключение, что представленная в них картина мира и истории спасения человека носит мифологический характер и несовместима с данными современной науки. Главная задача теологии, по Бультману, состоит в том, чтобы освободить содержание христианских догматов от мифологической оболочки, придать им экзистенциальное звучание. Осуществляя эту работу, Бультман использовал многие категории, понятия и образы, разработанные в рамках нем. экзистенциализма. Концепция Д. пользуется популярностью в умеренных протестантских кругах, поскольку представляет собой реакцию, с одной стороны, на христианскую ортодоксию, которая грешит буквализмом, а с другой - на либеральную теологию, настаивающую на необходимости строго исторического подхода к изучению Библии.
Источник: Современная западная философия: словарь
ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
в общем смысле: освобождение обществ. сознания от присущих ему мифогенных представлений в процессе их интеллектуальной критики и культ.-истор. преодоления. В этом плане Д. явл. важнейшей функцией философии и науки с самого начала их развития. В культ. истории Зап. Европы миссия Д. была тематизирована деятелями Просвещения XVII—XVIII вв., связывавшими с этим процессом саму принципиальную возможность культ.-истор. прогресса. Дальнейшее развитие науч.-филос. мысли актуализирует и модифицирует эту проблематику в соответствии со спецификой своего времени и наиболее существ. направлениями социокульт. развития. При этом предметом Д. становятся и сами науч.-филос. идеи предшествующего периода. Т.о., можно предположить, что финальная Д., как она виделась просветителям, вряд ли достижима в силу того обстоятельства, что сами интеллектуальные средства и концепции, вовлеченные в процесс Д., в дальнейшем становятся аналогом тех «мифов», к-рые ими опровергались и преодолевались, т.е. происходит своего рода «ремифологизация». Причина этого кроется не столько в к.-л. «порочности» чел. мышления в целом, сколько в структуре и способах функционирования языка. В узком смысле: Д. — провозглашенное рядом протестантских теологов XX в. движение, направленное на «обмирщение» христианства, восстановление его жизненно-практ. смысла. Важную роль в этом должна сыграть Д. новозаветного учения, к-рое следует понимать не как религ. или теол. концепцию служения трансцендентному богу, а как соц.-этич. концепцию имманентного служения людям (см. Имманентное и Трансцендентное). Идеи такого рода типичны для т.н. «теологии смерти бога» (Д.Бонхеффер, Р.Бультманн) (см. Богословие) и др. течений совр. протестантской теологии экзистенциального толка (П.Тиллих). Лит.: Барт Р. Из книги «Мифологии» // Барт Р. Избр. работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994; Богданов К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001; Бультманн Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Вопр. философии. 1992. № 11; Исаев С.А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. М., 1991; Косарев А.Ф. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость. М.; СПб., 2000; Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
от нем. Entmythologisierung)— метод интерпретации Нового Завета, предложенный немецким теологом и историком раннехристианской литературы Р. Булъпшаном. После 1-й мировой войны преобладание получила эсхатологическая интерпретация проповеди Иисуса Христа о Царстве Божием, которую невозможно было примирить с либеральной систематикой, поэтому Бультман нуждался в другой идеологии, способной сыграть роль герменевтического ключа к интерпретации новозаветных текстов. В качестве такового он принял положения диалектической теологии и экзистенциалистское понятие истории как tua res agitur (говорящая о тебе). Обращаясь к ним, Бультман уже в книге «Иисус» (Jesus, 1926) формулирует основы своей герменевтики, которую он позже назовет «демифологизацией, т. е. экзистенциальной интерпретацией Нового Завета». Его позиция такова: человек поставлен в ситуацию решения перед Богом, соответственно провозвестие Иисуса Христа ставит человека перед необходимостью сейчас принять решение «за» или «против» Бога, волю которого возвещает Иисус. Царство Божне—это спасение для людей, причем спасение эсхатологическое, кладущее конец всему земному. Это единственное спасение, о котором имеет смысл говорить, и именно поэтому оно требует от человека решения: «либо—либо». Идея была подробно разработана Бультманом уже в статье «Значение исторического Иисуса для теологии Павла» (1927): «Человек встречает Иисуса Христа в керигме—и больше нигде; точно так же встретил его Павел и оказался перед неизбежностью решения» (Die Bedeutung des geschichtlichen Jesus fur die Theologie des Paulus.-Glauben und Verstehen, Bd. l. S. 188-213 (208)). Концепция демифологизации была детально развита Бультманом в докладе «Новый Завет и мифология» (Neues Testament und Mythologie. Das Problem der Entmythologisierung der neutestamentlichen Verkundigung, 1941). Смысл демифологизации он видел в том, чтобы освободить вечное непреходящее содержание божественной Вести (керигмы) от искажающего его выражения на мифологическом человеческом языке: в терминах архаической космологии, иудаистской или гностической апокалиптики и т. п., неприемлемых для современной науки. Программа демифологизации носит для Бультмана апологетический характер и направлена на то, чтобы сделать божественное Откровение приемлемым, имеющим смысл для современного человека и соответствующим современной науке. Поскольку, утверждает Бультман, авторы Библии стремились описать свое собственное состояние, а вовсе не объективные исторические события, то для понимания подлинного смысла Откровения необходимо интерпретировать содержание Евангелий в терминах, которые используются в анализе человеческого существования М. Хайдеггером. Лишь такой подход к новозаветным текстам дает возможность получить ответы, способствующие «самопониманию веры» современным человеком и церковью, позволяющие ей возвещать подлинную христианскую Весть в нынешнем секулярном мире. Программа демифологизации Бультмана затронула одну из ключевых проблем христианской теологии, а именно проблему места вечной, «откровенной» божественной истины в системе меняющейся человеческой культуры и стала предметом острой полемики в теологических кругах (см. Диалектическая теология, Д. Бонхеффер, X. Кокс).
Лит.; Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия.—«ВФ», 1992, № 11.
С. В. Лезое
Лит.; Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия.—«ВФ», 1992, № 11.
С. В. Лезое
Источник: Новая философская энциклопедия
Демифологизация
(Demythologization).
Специальный термин, связанный с экзегезой Р. Бультмана. Впервые онпрозвучал 21 апр. 1941 г. вГермании, на пасторской конференции во Франкфурте, где Бультман прочел знаменитую лекцию "Новый Завет и мифология". Тезис Бультмана заключается в том, что современный человек, опирающийся на научную картину мира, не может принять мифологическое мироощущение Библии. Для него миф складывается из символов или образов этого мира и земной жизни, используемых для отражения мира горнего, или невидимого. Такие идеи, как трансцендентность Бога или идеи рая и ада, описываются пространственными терминами, характерными для древнего представления трехуровневого мировоззрения Weltanschauung. По Бультману, этический смысл верха и низа неприемлем для современного научного мировоззрения.
Хотя Бультман был великим выразителем идеи демифологизации, он многим обязан теории, укорененной в школе мысли, известной как " история религии" и восходящей к Д.Ф. Штраусу. Но процесс демифологизации начался значительно раньше, когда античные мыслителигностики Птолемей и Валентин разработали собственную детальную мифологию, выражавшую их философию жизни и смерти.
Бультман не стремился развенчать миф, как можно подумать, исходя из слова "демифологизация". Скорее под влиянием своего коллеги М. Хайдеггера из Марбургского университета он хотел переосмыслить мифологический язык Библии. Он считал, что космологические категории Библии должны быть представлены через антропологические (ориентированные на человека) или, вернее, экзистенциальные (личностные) категории. Так, грехопадение Адама прежде всего указывает на человеческую греховность и конечность. Соответственно, демифологизация, т.е. переосмысление библейских образов, необходима для выражения самопонимания, присущего научному мировоззрению XX в.
Бультман хотел переосмыслить библейский миф, чтобы высветить природу веры. Делая акцент на вере, он твердо придерживался традиции ап. Павла и Лютера. Тем не менее большинство критиков упрекают его в том, что в своей жажде самопознания и веры Бультман отказался откеригмы, или основного содержания христианского провозвестия. Крест становится для него неизменным вызовом человечеству, требованием сораспяться Христу. При таком взгляде жертвенная смерть Иисуса, искупающая все человечество, представляется несостоятельной. Для Бультмана воекресение как исторический факт "совершенно непостижимо ".Т.о., пасхал ьная вера становится верой в проповеданное слово. Более того, Бультман считает, что представления о предсуществовании и непорочном зачатии Иисуса лишь неудачные попытки выразить миф об "Иисусе Христе". По Бультману, Иисус это человек, Христос это Бог, с Которым встречается человек.
Одно из важных положений его теории связано с пониманием истории. В немецком языке понятие "история" передается двумя словами. Первое,Geschichte, обозначает исторические факты. Второе,Historic, смысл или важность исторического события. С помощью этих двух слов можно провести грань между смыслом события и реальным фактом. Так, Пасху можно считать событием веры (Historie), если воскресение не имело места в истории(Geschichte). События, описываемые словомgcschichtliche , обладают определенной ценностью, и для Бультмана они очень важны, т.к. лежат в основе экзистенциального значения.
Утверждения, звучащие в Библии как Geschichte, могут не иметь никакого отношения к реальным фактам. Некрые из них, по мнению Бультмана, относятся к области легенды, как, напр., пустая гробница и непорочное зачатие; христианская Церковь воспользовалась ими для подтверждения "мифов" о воскресении и боговоплощении. Оба они входят в более широкую церковную мифологему, известную как " Иисус Христос ".
Что в заключение можно сказать о Бультмане и его методе демифологизации? Вопервых, некрые критики левого толка, как, напр., Ш. Огден и К. Ясперс, предполагали, что он доведет свою теорию до логического конца и демифологизирует Христа. Бультман не зашел так далеко. Он стремился освободить Христа от мифических напластований. Вовторых, ученики Бультмана, напр. Г.Борнкамм, считали, что его радикальное разделение Иисуса и Христа ненужное разветвление, не выражающее смысла христианской веры. Тем самым они вернулись к двучленному обозначению. Втретьих, Церковь должна была извлечь урок из борьбы Бультмана с верой и понять, что отказ от керигмы не должен стать ценой, крую следует платить за возможность проповедовать Евангелие в современном мире.
G.L. B0RCHERT(пер. А. К.) Библиография: М. Ashcraft,Rudolf Bultmann; G. L. Borchert,"Is Bultmann л Theology a New Gnosticism?" EvQ 36:22228; R. Bultmann,Уем?!" Christ and Mythology; H.W. Bartsch, ed.,Kerygma and Myth; ?. M. Good,"The Meaning of Demythologization", in The Theology of Rudolf Bultmann, ed., C. W. Keglcy; K. Jaspers and R. Bultmann,Myth and Christianity; J. MacQuarrie, The Scope of Demythologizing; S. Ogden,Christ Without Myth.
См. также: Бультман, Рудольф; Миф; "Новая герменевтика".
Специальный термин, связанный с экзегезой Р. Бультмана. Впервые онпрозвучал 21 апр. 1941 г. вГермании, на пасторской конференции во Франкфурте, где Бультман прочел знаменитую лекцию "Новый Завет и мифология". Тезис Бультмана заключается в том, что современный человек, опирающийся на научную картину мира, не может принять мифологическое мироощущение Библии. Для него миф складывается из символов или образов этого мира и земной жизни, используемых для отражения мира горнего, или невидимого. Такие идеи, как трансцендентность Бога или идеи рая и ада, описываются пространственными терминами, характерными для древнего представления трехуровневого мировоззрения Weltanschauung. По Бультману, этический смысл верха и низа неприемлем для современного научного мировоззрения.
Хотя Бультман был великим выразителем идеи демифологизации, он многим обязан теории, укорененной в школе мысли, известной как " история религии" и восходящей к Д.Ф. Штраусу. Но процесс демифологизации начался значительно раньше, когда античные мыслителигностики Птолемей и Валентин разработали собственную детальную мифологию, выражавшую их философию жизни и смерти.
Бультман не стремился развенчать миф, как можно подумать, исходя из слова "демифологизация". Скорее под влиянием своего коллеги М. Хайдеггера из Марбургского университета он хотел переосмыслить мифологический язык Библии. Он считал, что космологические категории Библии должны быть представлены через антропологические (ориентированные на человека) или, вернее, экзистенциальные (личностные) категории. Так, грехопадение Адама прежде всего указывает на человеческую греховность и конечность. Соответственно, демифологизация, т.е. переосмысление библейских образов, необходима для выражения самопонимания, присущего научному мировоззрению XX в.
Бультман хотел переосмыслить библейский миф, чтобы высветить природу веры. Делая акцент на вере, он твердо придерживался традиции ап. Павла и Лютера. Тем не менее большинство критиков упрекают его в том, что в своей жажде самопознания и веры Бультман отказался откеригмы, или основного содержания христианского провозвестия. Крест становится для него неизменным вызовом человечеству, требованием сораспяться Христу. При таком взгляде жертвенная смерть Иисуса, искупающая все человечество, представляется несостоятельной. Для Бультмана воекресение как исторический факт "совершенно непостижимо ".Т.о., пасхал ьная вера становится верой в проповеданное слово. Более того, Бультман считает, что представления о предсуществовании и непорочном зачатии Иисуса лишь неудачные попытки выразить миф об "Иисусе Христе". По Бультману, Иисус это человек, Христос это Бог, с Которым встречается человек.
Одно из важных положений его теории связано с пониманием истории. В немецком языке понятие "история" передается двумя словами. Первое,Geschichte, обозначает исторические факты. Второе,Historic, смысл или важность исторического события. С помощью этих двух слов можно провести грань между смыслом события и реальным фактом. Так, Пасху можно считать событием веры (Historie), если воскресение не имело места в истории(Geschichte). События, описываемые словомgcschichtliche , обладают определенной ценностью, и для Бультмана они очень важны, т.к. лежат в основе экзистенциального значения.
Утверждения, звучащие в Библии как Geschichte, могут не иметь никакого отношения к реальным фактам. Некрые из них, по мнению Бультмана, относятся к области легенды, как, напр., пустая гробница и непорочное зачатие; христианская Церковь воспользовалась ими для подтверждения "мифов" о воскресении и боговоплощении. Оба они входят в более широкую церковную мифологему, известную как " Иисус Христос ".
Что в заключение можно сказать о Бультмане и его методе демифологизации? Вопервых, некрые критики левого толка, как, напр., Ш. Огден и К. Ясперс, предполагали, что он доведет свою теорию до логического конца и демифологизирует Христа. Бультман не зашел так далеко. Он стремился освободить Христа от мифических напластований. Вовторых, ученики Бультмана, напр. Г.Борнкамм, считали, что его радикальное разделение Иисуса и Христа ненужное разветвление, не выражающее смысла христианской веры. Тем самым они вернулись к двучленному обозначению. Втретьих, Церковь должна была извлечь урок из борьбы Бультмана с верой и понять, что отказ от керигмы не должен стать ценой, крую следует платить за возможность проповедовать Евангелие в современном мире.
G.L. B0RCHERT(пер. А. К.) Библиография: М. Ashcraft,Rudolf Bultmann; G. L. Borchert,"Is Bultmann л Theology a New Gnosticism?" EvQ 36:22228; R. Bultmann,Уем?!" Christ and Mythology; H.W. Bartsch, ed.,Kerygma and Myth; ?. M. Good,"The Meaning of Demythologization", in The Theology of Rudolf Bultmann, ed., C. W. Keglcy; K. Jaspers and R. Bultmann,Myth and Christianity; J. MacQuarrie, The Scope of Demythologizing; S. Ogden,Christ Without Myth.
См. также: Бультман, Рудольф; Миф; "Новая герменевтика".
Источник: Теологический энциклопедический словарь