Демагогия

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ДЕМАГОГИЯ
высокопарные пустые рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Демагогия
от греч. demagogia, от demos - народ и ago - веду) - обман преднамеренным извращением фактов, лживыми обещаниями, лестью; лицемерное подлаживание под вкусы малосознательной части масс для достижения политических целей.

Источник: Тематический глоссарий по философии

Демагогия
сознательный обман народа; следует отличать демагогию от глупости говорящего. В то же время один из распространенных способов демагогии - выпускать на экраны вместо себя дураков.
Демагогия бывает нескольких сортов: демагогия преступников, преследующих свои корыстные цели, и демагогия борцов за народное счастье, которые вместо того, чтобы говорить людям правду, разъяснять и увлекать за собой, давая тем истинное знание, предпочитают отделываться демагогическими заявлениями, полагая, что "народ не поймет таких сложных вещей" или "с народом надо разговаривать по-другому", чем вводят в заблуждение в конечном итоге и самих себя. Демагогия опасна тем, что ведет к уничтожению того общества, в котором она культивируется, так как не опирается на реальные вещи и расшатывает информационное пространство. Известно, что на лжи реальных долговременных отношений построить нельзя (правда, религия этот тезис опровергает).

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ДЕМАГОГИЯ
(греч. demos – народ + ago – веду; demagogos – политикан) – совокупность ораторских и полемических методов, позволяющих создать у объекта впечатление истинности и правоты, не будучи таковыми; использование лживых обещаний, преднамеренного извращения фактов, общих фраз, высокопарных рассуждений, манипуляции сознанием людей для достижения к.‑л. целей, кроме выяснения истины. «Демагог … не просвещает тех, к кому говорит, а запутывает, отводит глаза и наводит на ложный след. Он обращается не к разуму народа и не к доброй воле его, а к тёмному чувству и корыстной страсти. Лишённый чувства ответственности, он не выясняет истинное положение дел и не объясняет его, а искажает так, как это ему нужно. Он не доказывает, а прельщает или пугает; он старается разбудить в душах чувство подозрения, обострить недоверие, вызвать непримиримую жадность и ненависть. Он всё время работает над тем, чтобы ослепить взор и заглушить разум, и в этой темноте выковывает свой успех» (Ильин. 95, с. 7).

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

ДЕМАГОГИЯ
воздействие на людей с помощью лживых обещаний, преднамеренного извращения фактов, отвлечения внимания от острых противоречий и проблем, грубой лести и апелляции к мнимой общности интересов для достижения определенных политических целей. Д.—характерная черта многих буржуазных идеологов, пропагандистов и политиков. «Буржуазные ученые и публицисты,- отмечал В. И. Ленин,- выступают защитниками империализма обыкновенно в несколько прикрытой форме, затушевывая полное господство империализма и его глубокие корни, стараясь выдвинуть на первый план частности и второстепенные подробности, усиливаясь отвлечь внимание от существенного совершенно несерьезными проектами «реформ»...» (Полн. собр. соч., т. 27, с. 407). Политический смысл этих демагогических приемов — «реакционнейшее утешение» и обман масс надеждами на возможность «социального консенсуса» в антагонистическом обществе, ложными обещаниями перспектив какого-то «якобы «нового будущего в виде «модернизированного» капитализма.
Буржуазная идеология по коренным вопросам общественной жизни и политической практики смыкается с социальной Д. В буржуазных теориях и концепциях «народного капитализма», «государства всеобщего благоденствия», «трансформации» капитализма, «информационного общества» и др.
Д. со всей очевидностью проявляется в тезисах о «гармонии» труда и капитала, о роли буржуазного государства и совр. технологии, призванных якобы стать «средствами ликвидации классовых антагонизмов», содействовать «общему благополучию его членов», обеспечению равных прав и возможностей и т. д. В частности, Д. обнаруживается в утверждении неоконсерваторов (см. Неоконсерватизм) о том, что только капитализм как общественная система может создать истинные условия для политической демократии.
В нынешний период углубления противоречий глобального масштаба, затрагивающих сами основы существования цивилизации, многие буржуазные идеологи и пропагандисты сознательно используют Д. для того, чтобы запугать обывателя картинами грядущих катастроф, актуализировать буржуазные программы, нацеленные на сохранение господства эксплуататорского класса. Д.— существенный элемент буржуазных пропагандистских кампаний, в т. ч. по таким вопросам, как права человека, свобода, и демократия, социальная справедливость и т. д.
При социализме Д. может использоваться теми или иными лицами как средство, с одной стороны, выдвижения претензий к обществу, реализация к-рых невозможна в конкретных и реальных условиях, а с другой стороны, как попытка уйти от практического разрешения вопросов, избежать персональной ответственности за порученное дело и т. д.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

ДЕМАГОГИЯ
говорение для народа (социальных групп) с целью формирования и конденсации эмоциональноволевого начала как предпосылки согласованности и успешности совместных реакций и действий. В Древней Греции демагогами называли политических деятелей, действовавших в интересах свободных граждан полиса (городагосударства). В условиях прямой везде проникающей полисной демократии интересы большинства свободных совпадали, а демагоги — политические деятели, приобретавшие благодаря своему государственному уму и ораторскому таланту сильное влияние на народ, делались его предводителями и вождями (например, Фемистокл, Перикл). В эллинистическую эпоху полисы перестают быть самостоятельными субъектами, их интересы поглощаются империей, демократия формализуется, а апелляция к массам приобретает все более манипулятивный характер. Д. в этих условиях служит цели интеграции расходящихся интересов государства, городов, периферии, отдельных граждан, а термин Д. приобретает все более отрицательные смыслы. В дальнейшем за термином «демагог» прочно закрепляется смысловое значение искателя дешевой популярности. Для демагога главным становится не логическая доказательность, не борьба за истину, а воздействие на эмоции толпы с целью возбудить в ней те или иные протестные настроения. Д. следует отличать от софистики. Если для последней характерно нарушение логики формального доказательства, то для Д. — обращение не столько к логике и разуму, сколько к чувствам, интересам и ценностям. Однако в реальной действительности софистика и Д. зачастую переплетаются. Вплоть до недавнего времени главным способом воздействия на слушателей как для софистов, так и для демагогов было слово, речь убеждающего. Лишь в XX в. были изобретены инструменты, способные порождать в массовом сознании разнообразнейшие образы, эмоции, и даже продуцировать новые ценности, смыслы, желания (кино, телевидение, реклама). Ранее, для того чтобы породить общую волю, необходимо было собрать людей вместе, сконструировать образ с помощью слов, составляющих фразы. (В редких случаях без слов, но с помощью звука, например, музыки на поле боя, ударов колокола на судне.) Античные политики прекрасно осознавали связь слова, голоса и власти народа, рекомендуя строить полис таким образом, чтобы голос с площади был слышен на стенах. Мастерство ораторовдемагогов, переплетавших аргументы с эмоциями, являлось главнейшим необходимым условием публичной демократии. Какой бы демагогичной (в отрицательном смысле), ни была речь политика, она тем не менее выражается с помощью слов, понятий и, следовательно, может быть подвергнута анализу с позицией логики. Реклама же, телевидение стремятся все более элиминировать понятийнодедуктивное сопровождение картинки, заменяя речь музыкой или, в крайнем случае, лишь комментарием демонстрируемой картинки. Не информация о свойствах товара, а изображение счастья человеком, товаром овладевающего и потребляющего его. Счастье садящегося в лимузин (пьющего сок, радостно стучащего себя по зубам) нельзя опровергнуть логически, как невозможно и отвергнуть, т.к. прямого предложения купить чаще всего нет.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ДЕМАГОГИЯ
греч. demos-народ и agogos - ведущий; demagogos -политикан) - термин, используемый для отрицательной моральной характеристики образа действий, представляющих собой разновидность лицемерия в политике. Д.-это действия, гаправ-ленные на овладение сознанием масс во имя своекорыстных целей и осуществляемые, как правило, при помощи аморальных средств. Целями Д. являются: достижение власти, приобретение популярности в массах, осуществление эгоистических классовых или личных интересов. Типичные для Д. средства -спекуляция на интересах и устремлениях масс, апелляция к низменным побуждениям и предрассудкам людей, ложные клятвы в верности народу, выдвижение безответственных программ и обещаний и одновременно клевета на тех, кто на деле действует во имя подлинных интересов народа. Социальная база д-наличие эксплуататорских классов, к-рые осуществляют свое господство над трудящимися не только средствами прямого насилия, но и путем политического обмана (во время избирательных кампании, в повседневной пропаганде, путем организации реакционных и контрреволюционных массовых выступлений, подрывной деятельности против революционно освободительных движений и т. п.) Широко используют Д. политические деятели буржуазии, а нек-рые буржуазные идеологи провозглашают ее законным методом в политике (Макиавеллизм). Особо известность получили, напр., демагогические приемы вождей фашизма, к-рые для захвата в пасти обычно прибегали к разжиганию шовинистических и расистских настроений, безответственным посулам, клевете на руководителей рабочего движения. В совр. условиях Д. стала одним из важнейших политических средств, используемых буржуазной пропагандой против возрастающего влияния идей социализма. Элементы Д. содержатся во мн. совр. буржуазных этических учениях, где она обычно принимает вид проповеди морального скептицизма. Это рассуждения о неискоренимой порочности человека, о его неспособности построить об-во без насилия и несправедливости, о присущем человеку от природы эгоизме. Коммунистические партии борются против буржуазной Д. путем развития у трудящихся общественно-политической сознательности, чтобы тем самым воспрепятствовать политическому обману масс. В социалистическом об-ве, где уничтожены эксплуататорские классы, устранены и гл. социальные причины Д. Однако Д. как явление общественной жизни еще не исчезла полностью. С одной стороны, она может проявляться в форме выставления необоснованных претензий к социалистическому государству, выдвижения требований · уравнительного распределения, абсолютной и ничем не ограниченной свободы личности, в безответственной и не имеющей позитивного содержания критике различных явлений жизни социалистического об-ва. С др. стороны, к Д. следует отнести попытки скрыть неблагополучное состояние дел, уйти от решения острых проблем, зажать всякую критику, прикрываясь крикливыми фразами о высоких идеалах, подменить принципиальный спор (напр., в науке) наклеиванием на оппонентов порочащих ярлыков и т. д. Коммунистическая нравственность, требующая от людей высокой сознательности, честности перед народом, крайне нетерпимо относится ко всем проявлениям Д.

Источник: Словарь по этике

Найдено схем по теме — 1

Найдено книг по теме — 1