ДЕЛЛА ВОЛЬПЕ ГАЛЬВАНО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДЕЛЛА ВОЛЬПЕ ГАЛЬВАНО

Della Volpe), Гальвано (p. 24 сент. 1895) – итал. философ-марксист. Д. В. выступил с критикой актуализма Джентиле. Борьба материализма и идеализма в истории итал. философии находит, по мнению Д. В., свое продолжение в борьбе марксизма с гегельянством. Д. В. рассматривает марксизм как высший пункт и критич. переработку всего прогрессивного в истории мысли ("Руссо и Маркс..." – "Rousseau e Marx et altri saggi di critica materialistica", 1957). Осн. работа Д. В. – "Логика как позитивная наука" ("Logica come scienza positiva", 1950). Соч.: L´idealismo dell´atto e il realismo dellie categorie, Bologna, 1924; Discorso sull´ ineguaglianza, Roma, 1943; La libert? comunista, Messina, 1946; Per la teoria di un umanesimo positivo, Bologna, 1949. Лит.: Sciacca M. F., Il secolo XX, Milano, 1947.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДЕЛЛА ВОЛЬПЕ Гальвано
24 сентября 1895, Болонья—13 июля 1968, Рим)—итальянский философ, эстетик, учился в Болонском университете. После возвращения с 1-й мировой войны в декабре 1920 преподавал в лицее историю и философию. С 1929—доцент истории современной философии Мессинского университета, где преподавал до 1965; руководил Институтом философии, носящим теперь его имя. Первые произведения Делла Вольпе были посвящены анализу философских доктрин Дж. Джечтиле и Карлини, формированию гегелевской диалектики и религиозно-мистического учения Мейстера Экхарта. В 1933—35 издал фундаментальный историкофилософский труд «Философия опыта Давида Юма» (La fiiosofia dellesperienza di D. Hume, v. 1—2, 1933—35). В дальнейшем исследовал проблемы логики, этики, эстетики. В «Основах философии выражения» (Fondamenti di una fiiosofia dellespressione, 1936) и в «Кризисе романтической эстетики» (Crisi critica dellestetica romantica, 1941) поэзия рассматривается как мышление семантически органическое и автономное, а, наука, наоборот, как мышление семантически неорганическое и гетерономное; строгий гносеологическо-семантический анализ предлагается распространить и на другие виды искусства. Он публикует «Критику логических принципов» (Critica dei principi logici, 1942) философии Канта, Гегеля, Кроче, Джентиле, «Дискурс о неравенстве» (Discorso sullinequaglianza, 1943). Углубляющаяся критика идеализма привела Делла Вольпе к сближению с марксизмом. Он начинает изучать труды Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова, подвергает резкой критике социально-либеральные концепции личности («Марксистская теория человеческого освобождения». La Theoria marxista dellemancipazione humana, 1945; «Коммунистическая свобода», 1946), противопоставляя им марксистскую этику тотального человека («К теории положительного гуманизма». Per la theoria di un umanesim positive, 1949). В это же время издается его «Логика как положительная наука» (Logica come scienza positiva, 1950), в которой предпринята попытка преобразования традиционной диалектики в метод исторического материализма. В основополагающем труде «Руссо и Маркс» (Rousseau е Marx, 1957) рассматривает проблемы свободы, демократии, государства и права, отмечая плодотворность учения Руссо о свободе и правах человека. Он разрабатывает марксистскую эстетику и поэтику на конкретном материале произведений театра, кинематографа, поэзии, прозы («Правдоподобие фильма и другие сочинения», II verosimile filmico e altri scritti di estetica, 1954). В «Критике вкуса» (Critica del gusto, 1960) он дал систематическое изложение эстетики с применением современных методов (гносеологического, антропологического, лингвистического, семантического), сопровождающееся критикой романтической и идеалистической эстетической мысли. Проблемам диалектики посвящены труды «О диалектике» (Rinascita, XIX, п. 19, 15 sept., 1962), «Критика современной идеологии» (Critica dellideologia contemporanea, 1967). Философская «школа Делла Вольпе» объединила таких мыслителей, как М. Росси, Н. Меркер, И. Амброджо, У. Черрони. Л. Коллетти и др.
Соч.: Opere, a cura di Ignazio Ambbrogio, vol. 1—6. Roma, 1972—73; в рус. пер.—Критика вкуса, вступит, ст. К. М. Долгова. М„ 1979. Лит.: Долгов К. М. Эстетика Гальвано делла Вольпе.—В кн.: Современная прогрессивная эстетическая мысль. М., 1974, с. 149— 200; Rossi M. Galvano delia Volpe; delia gnoseologia critica alla logica storica.- «Critica marxista», 1968, N 4—5, pp. 165—201, N 6, pp. 89— 124; Mcrker N. Galvano delia Volpe teoretico del marxismo in Dialectica e sioria. 1972; Ambrogio f. Per una teoria letleraria marxista: Galvan delia Volpe, in: Ideologie e tecniche letterarie. Roma, 1971; Violi С. Galvano delia Volpe. Testi e studi (1922—1977). Messina, 1978.
К. М. Долгов

Источник: Новая философская энциклопедия