ДЕЛАКРУА Анри

Найдено 1 определение
ДЕЛАКРУА Анри
(1873, Париж – 1937, там же) – философ, психолог, религиовед. Окончив лицей Генриха IV и Сорбонну, продолжал образование в Германии. Преподавал в университете Монпелье (1901) и в Сорбонне (с 1917). Декан филологического факультета Сорбонны (с 1928). Д. – автор фундаментальных работ по проблемам мистицизма. Его докторская диссертация посвящена философии И. Экхарта и спекулятивному мистицизму в Германии XIV в. В «Исследованиях по истории и психологии мистицизма» (1908), определяя черты великих христианских мистиков, он опирался на бергсоновскую идею интуиции, подчеркивая, что мистицизм представляет собой не особую форму невроза, а проявление глубокой внутренней жизни. В книге «Религия и вера» (1922) Д. проанализировал веру как религиозный факт, из которого исходит психолог при изучении явлений, относящихся к данной области. В своем творчестве Д. ставил во главу угла идею единства универсума, субъекта, сознания. Он подчеркивал, что сознание – это не отражение, а высший уровень активности, причем любое его состояние идентифицируется не в отдельности, само по себе, а в целостном поле сознания, складывающемся вокруг единства субъекта. Сознание выполняет функцию унификации, организации, а вместе с тем и различения, выделения объектов из целостного мира.
В этом смысле всякое восприятие – это элементарное знание, устанавливающее отношения между вещами. На более высоком уровне такую роль выполняет интеллект вкупе с языком, который представляет собой один из духовных инструментов, преобразующих хаотический мир качеств в мир объектов и отношений. Обладать сознанием значит выносить суждение о существовании: различать, сравнивать, наделять свойствами, – а это невозможно без символов, понятий, языка как системы знаков. В книге «Язык и мышление» (1924) Д., опираясь на концепцию Ф. де Соссюра, развивает предложенное последним различение языка и речи. Он выделяет le langage – язык в его общем значении, как человеческую способность, позволяющую создавать и использовать систему знаков; la langue – язык той или иной социальной группы, «историческую вариацию на великую тему человеческого языка (du langage)»; la parole – речь, представляющую собой актуализацию языка, совокупность комбинаций, с помощью которой говорящий субъект использует язык для выражения своих мыслей; наконец, le parler – речь с ее индивидуальными, конкретными особенностями (например, речь взрослых и речь детей). В исследовании языка, подчеркивал Д., необходимо совместное применение психологии языка и лингвистики.
Соч.: La psychologie de Stendhal. P., 1917; La religion et la foi. P., 1922; Le langage et la pensée. P., 1924; La psychologie de l’art. P., 1927; L’enfant et le langage. P., 1934; Les grandes formes de la vie mentale. P., 1934; Les grands mystiques chrétiens. P., 1938. Лит.: Pradines, M. L’oeuvre de Henri Delacroix // Revue de métaphysique et de morale. 1939. № 1; Bergson, H. Rapport sur un ouvrage de Henri Delacroix: Etudes d’histoire et de psychologie du mysticisme // Bergson, H. Ecrits et paroles. V. 2. P., 1959.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.