Декаданс
ДЕКАДАНС
(Dekadenz; от франц. décadence — «разложение», «упадок») — понятие, которое часто используют в истории философии при рассмотрении подъема и упадка народов и культур, например у Монтескье («Considérations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur décadence» [«Рассуждение о причинах величия и падения римлян»], 1734). Говорят также о декадентстве в искусстве, литературе, политике и т. д., а также о декадентстве в поведении человека, в его взглядах на жизнь и в его отношении к миру, причем «симптомы» декадентства обычно сопоставляют с произволом. H. J. Lieber. Kulturkritik u. Lebensphilos., 1974; P. Rippel (Hg.). Der Sturz der Idole, 1985.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Декаданс
Начало конца и противоположность прогрессу. Декаданс – это медленная и кажущаяся необратимой эволюция к худшему или к ничто. Обычно декаданс создает вокруг себя атмосферу пессимизма и тоски, которую искусный художник способен представить в весьма изысканном виде. Декаденты охотно выступают в роли эстетов, ставя искусство выше реальной действительности (Малларме (92): «Мир создан ради написания прекрасной книги»), выше жизни (Вилье де Лиль‑Адан (93): «Жить? Пусть за нас живут слуги»), выше истины (Ницше: «Искусство ценнее истины»), выше всего. Но реальность мстит за себя, и декаданс неизбежно вырождается в скуку или нелепость. А варвары на подходе…
Источник: Философский словарь.
ДЕКАДАНС
(декадентство) (от фр. decadеґnce — упадок) — общее обозначение явлений духовной жизни и культуры, характерное для Западной Европы и России в последней трети ХIХ—начале ХХ в., сформировавшееся в среде представителей интеллигенции и людей искусства. Проблему Д. как центральную для конца ХIХ в. сформулировал немецкий философ Фр. Ницше, отметив общее ощущение оскудения жизни, «волю к концу», «великую усталость». Для Ницше Д. проявился как «симптом слабости, несовместимый с восходящей и утверждающей жизнью», «нежелание видеть во что бы то ни стало, какова в сущности действительность», когда «податливость всему вредному, неумение найти свою пользу, саморазрушение обращены вообще в признак ценности, в «долг», «святость», «божественность» в человеке». В Д. подчеркиваются такие особенности мировидения и психологического состояния личности, которые обусловлены всеобщим кризисом общественной жизни, устоявшихся взглядов на ход истории, религию, мораль и искусство. Тема заката западноевропейской культуры соотносится в Д. с переживанием момента исчерпанности системы ценностей, предложенной религиозной моралью, гуманизмом эпохи Возрождения, рационализмом Просвещения и позитивизмом ХIХ в. «Человечество не развивается в направлении лучшего, высшего, более сильного — в том смысле, как думают сегодня. «Прогресс» — это просто современная, то есть ложная идея» (Фр. Ницше). В русле Д. конец ХIХ в. оценивался современниками как «конец света», как мир, утративший перспективы своего развития, как эпоха вырождения, время ожиданий без надежд на их воплощение. В этом случае традиционная культура воспринимается как бремя, навязанное извне, и творческая личность целиком озадачена поисками первичных, не опосредованных культурой впечатлений и эстетических и жизненных ценностей. В этой ситуации Д. выглядел как мировидение, лишенное моральных основ и открытое к отказу от традиционных нравственных критериев как в жизни, так и в творчестве. В искусстве непризнание традиционных художественных решений и форм, устоявшихся мнений, принципов и норм ведет к изощренности художественных поисков, осложненных общим трагическим или пессимистическим взглядом на окружающий мир и человека. Общей особенностью Д. стало перенесение центра тяжести с таких проблем, как человек и среда, человек и история, на рассмотрение положения отдельной личности, находящейся в процессе мучительных поисков какихлибо критериев для оценки мира, пребывающего в состоянии переходности и кризиса. Личность эпохи Д. характеризуется внутренней дисгармонией, раздвоенностью, состоянием тревожности и неуверенности. В этих условиях в качестве позитивного критерия оценки окружающего мира и доминанты в духовном мире личности признается эстетическое начало. Эстетический критерий оказывается главенствующим не только в искусстве, но и в оценке повседневной жизни. Поэтому в общекультурном плане для Д. характерна эстетизация прозы жизни, что ведет не только в сфере искусства, но и в обыденном поведении человека к усилению элементов театральности, ритуальности, вплоть до прямой мифологизации индивидуального существования человека. В связи с этим Д. поощряет любые формы стилизации в произведениях искусства и жизни, т.е. прямые аналогии между отдельными событиями жизни, содержанием произведений, поступками и действиями личности и фактами культуры или искусства прошлого. На фоне кризиса религии, нравственности и в целом культуры Д. утверждает идеал личности, ценность которой определяется не только творческим потенциалом в искусстве, но и способностью реализовать себя в особом эстетическом стиле поведения и жизни. Состояние Д. наиболее полно изображено в целом ряде художественных произведений западноевропейского и русского искусства конца ХIХ и начала ХХ в.