ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
вид духовно-практического освоения и преобразования мира по законам красоты. Уже во времена палеолита древний мастер, изготовляя, например, кремниевый нож или глиняную плошку, стремился придать им изящную форму. В искусно сделанном ноже было заложено «идеальное», свидетельствующее о том, что человек научился создавать предметный мир в соответствии как со свойствами предметов, так и со своими потребностями и представлениями о красоте. Вплетаясь в трудовую деятельность человека, эстетическое начало развивает его духовный мир. Эстетическая деятельность может выступать и в качестве самостоятельного творчества, когда она преследует непосредственное решение эстетических задач (например, в деятельности дизайнера, в танце балерины и т. п.).
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Эстетическая деятельность
универсальный вид деятельности, ориентированный на базовую ценность красоты. Э.д. проявляется в создании и переживании прекрасного в любой области человеческой жизнедеятельности - от произведений искусства (профессиональный уровень) до повседневного поведения. Независимо от формы, в которой выражены результаты Э.д. – материальной или идеальной – они существуют как чувственно воспринимаемые образы, имеющие символическое значение. Символичность эстетических образов задается их основной функцией – выражать целостное отношение человека к жизни. Именно в этом смысле Э.д. относится к тем видам, которые синтезируют разнообразие всех – универсальных и предметных видов деятельности, предшествуя в своей синтезирующей способности религиозному чувству. В отличие от рационально опосредованных форм мировоззрения Э.д. непосредственно выражает жизненную позицию, руководствуясь оценкой, которую дает эстетический вкус.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 210-214; его же. О повседневной эстетике // Сагатовский В.н., Селиванов Ф.А. Бытие и мы. Тюмень. 2011 (см. также: http://vasagatovskij.narod.ru; его же. Чувство безбрежности как религиозно-эстетический феномен // Сагатовский В.н., Селиванов Ф.А. Бытие и мы. Тюмень. 2011. (см. также: http://vasagatovskij.narod.ru).
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 210-214; его же. О повседневной эстетике // Сагатовский В.н., Селиванов Ф.А. Бытие и мы. Тюмень. 2011 (см. также: http://vasagatovskij.narod.ru; его же. Чувство безбрежности как религиозно-эстетический феномен // Сагатовский В.н., Селиванов Ф.А. Бытие и мы. Тюмень. 2011. (см. также: http://vasagatovskij.narod.ru).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
специфический вид практически-духовной (создание произв. искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и пр.) деятельности. Всем разновидностям Д. э. присуще эстетическое начало — осуществляемое в той или иной форме «творчество по законам красоты», доставляющее человеку высокое духовное наслаждение. Как и всякая целесообразная деятельность, Д. э. является социальной формой бытия человека. Через нее человек вступает в определенные связи с внешним миром, в эстетические отношения с действительностью, изменяя при этом самого себя, свои способности, свой внутренний духовный мир. Первоначально Д. э. была непосредственно вплетена в материальную, предметно-практическую преобразующую деятельность, в труд (Искусство и труд). Но в процессе исторического развития и общественного разделения труда она выделилась в самостоятельный вид духовно-практической деятельности, сохраняя с трудом опосредствованную культурой связь. Такое ее выделение было связано с определенной потребностью общественного развития, а именно с необходимостью формирования у человека способности к предвосхищению «потребного будущего», к целеполагающей деятельности без представления определенной практической цели, как бы «про запас». Как «ответ» на эту потребность и формируется функционально специализированная способность к Д. э., в к-рой, как и в трудовой, можно выделить предмет, субъект, средства и результат. Объективное основание для Д. э., так же как и для деятельности предметно-практической, человек находит в самой, деятельности, в фундаментальных законах бытия (цельность, структурность, симметрия, ритм и т. п.), их внешних проявлениях (выразительность, формальная завершенность, ясность), и законах общественного развития (социальный прогресс, свобода, героизм, альтруизм, гуманизм). Но эти свойства не лежат на поверхности, а часто носят диспозиционный характер, т. е. требуют специальной деятельности по их выявлению и актуализации. Таковой и является Д. э., в к-рой объект становится эстетическим предметом. Лишь в редких случаях объект обладает естественным сочетанием качеств, делающих его «природным эстетическим предметом». В этом смысле Маркс говорит о золоте и серебре. Гл. элементом Д. э. является субъект — носитель эстетических способностей, к-рые актуализируются в процессе Д. э. (эстетическое созерцание, образное мышление, продуктивное воображение, игра воображения и рассудка,.соучастие, остроумие, опережающая эмоциональная оценка объекта в проблемной ситуации и т. п.). Со стороны субъекта Д. э. предполагает наличие установки, настроенности на нее. При этом субъект не ограничивается «узнаванием» готовой эстетической ценности, но всякий раз преобразует предмет в своем воображении в соответствии с представлением о желаемом как возможном. Одновременно в процессе Д. э. происходит совершенствование его эстетических способностей. Будучи развиты, они могут свободно реализоваться в любых др. видах практической и духовной деятельности. Д. э. имеет опосредствованный характер. Вступая в жизнь, человек застает сложившуюся систему эстетических отношений и ценностей, в к-рых объективированы результаты предшествующей Д. э., приобретающие значение всеобщих средств, норм и критериев настоящей (актуальной) Д. э. Иными словами, субъект Д. э. изначально погружен в систему эстетических (общественных) отношений и в этом смысле является общественным субъектом. Непосредственный результат Д. э. на стороне субъекта — производство и воспроизводство эстетического отношения к действительности, выражающееся в «незаинтересованном» интересе к предмету, чувстве удовольствия от общения с ним; на стороне объекта — открытие или формирование эстетической ценности предмета. Конечным результатом Д. э. в системе общественной практики в целом является развитие творческих сил и способностей человека вне зависимости от к.-л. конкретной деятельности, т. е. целостное развитие личности.
Источник: Эстетика: Словарь