ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

»ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ»
одна из книг Нового завета наряду с евангелиями, посланиями апостолов, Откровением Иоанна Богослова (Апокалипсисом). В первых 12 главах «Д. а.» рассказывается о проповеди христианства апостол ом Петром среди иудеев. Последующие 16 глав повествуют о проповеднич. деятельности апостола Павла среди язычников. Это позволяет предположить, что «Д. а.» отражают определенный этап в истории христианства: его превращение из иудаист. секты в универсальную, рассчитанную на мн. народы религию. Церк. традиция приписывает авторство «Д. а.» евангелисту Луке. Однако анализ, содержания и формы «Д. а.» и Евангелия от Луки показывает, что они принадлежат разным авторам, отделенным друг от друга несколькими десятками лет. Нельзя считать цельным произведением, принадлежащим одному автору, и сами «Д. а.». Следует полагать, что «Д. а.» написаны после Посланий, во вт. пол. 2 в. Ф. Энгельс писал, что «евангелия и Деяния апостолов представляют собой поздние переработки утерянных теперь сочинений, зыбкую историческую основу которых в настоящее время уже невозможно распознать под легендарными наслоениями» (т. 22, с. 491).

Источник: Атеистический словарь

"ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ"
одно из соч. в составе Нового завета. «Д. а.» представляют собой продолжение «Евангелия от Луки», к к-рому они близки и по стилю. Наряду с «Евангелием от Иоанна» они являются наиболее поздним из новозав. сочинений и датируются примерно третьей четвертью II в. Ф. Энгельс подчеркивал, что «евангелия и Деяния апостолов представляют собой поздние переработки утерянных теперь сочинений, зыбкую историческую основу которых в настоящее время уже невозможно распознать под легендарными наслоениями» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 22, с. 491). Содержание первых 12 глав «Деяний» вращается вокруг проповеди, приписываемой ап. Петру и посвященной христ. деятельности гл. о. среди иудеев. Темой дальнейших 16 глав служит проповедь христианства, приписываемая Павлу, «апостолу язычников». В этом переходе от проповеди среди иудеев к проповеди среди «язычников» в какой-то мере отразилась эволюция христианства от его возникновения в качестве одной из сект иудаизма до превращения в религию универсальную, предназначенную не для одного лишь - «избранного» - народа. Эта эволюция в действительности имела место не в первой пол. I в., к к-рой церковь приурочивает деятельность Петра и Павла, а не ранее первой пол. II в. Данное в «Д. а.» описание быта «апостольской общины» в Иерусалиме представляет собой безусл. идеализацию первонач. христ. общины. Упоминания в «Д. а.» о том, что верующие жили вместе и имели все общее, что они продавали свое имущество и делили между всеми (2, 44 и ел.; 5, 1—10), широко использовались «христ. социалистами» и реформистами (К. Каутский) для изображения первонач. христианства как коммунистич. течения. Такие утверждения лишены научного основания, т. к следы общности имущества, к-рые встречались среди христиан на первонач. стадии новой религии, как указывал Ф. Энгельс, «объясняются скорее сплоченностью людей, подвергавшихся гонениям, чем действительными представлениями о равенстве» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2. Т. 20, с. 105). Описание в «Д. а.» миссионерской деятельности, приписываемой Павлу, во многом перекликается с содержанием ранних посланий (их церковь тоже считает Павловыми) и, по-видимому, восходит к ним. В гл. 16 «Д. а.» неожиданно переходят на повествование от первого лица множ. числа, что свидетельствует о привлечении в дошедший до нас текст нового источника. Включение «Д. а.» в канон Нового завета преследовало цель провозгласить возникновение церкви непосредственно из группы апостолов - «учеников христовых» - и, т. о., должно было «обосновать» совершенно несостоят. церк. тезис о чистоте и неизменности христ. учения с момента его возникновения.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.