Согласно Аристотелю, один из четырех видов причин, он же – единственный, действительно усвоенный современностью. Действующая причина – это причина, не являющаяся ни целевой, ни формальной (см. соответствующие термины) и не сводимая к простой материи, действие которой установлено (в этом случае Аристотель говорит о материальной причине). Это означает, что такая причина вызывает последствия самим фактом своего действия; как утверждает Аристотель, это «ближайший движитель», иными словами, то, что приводит в движение и заставляет изменяться первичную материю. Например, скульптор есть действующая причина статуи, так же как непогода, загрязнение воздуха и туристы суть действующие причины ее неизбежного разрушения.
Иногда говорят, что действующая причина есть то, что предшествует следствию (в противоположность целевой причине, которая следует за ним). Но она не могла бы произвести никакого действия, если бы не имела с ним ни одной точки соприкосновения во времени, непосредственно или посредством того или иного последствия. Например, мои покойные родители являются действующей причиной моего нынешнего существования только потому, что они были действующей причиной моего зачатия. Доказательством тому служит тот факт, что отныне я могу существовать без них, как и они могли бы существовать без меня. Нельзя сказать, что прошлое действует на настоящее или служит его причиной; на самом деле настоящее продолжает прошлое, воздействуя на себя же. Согласно традиции, это действие и эту преемственность и называют действующей причиной.