ДЕФОРМАЦИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕФОРМАЦИЯ
от лат. deformatio искажение, уродство) - изменение облика, преобразование.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДЕФОРМАЦИЯ
изменение размеров или формы тела под действием внешних сил или изменений температуры, намагниченности и т.д. без изменения его массы, применима и к регрессивным изменениям в обществе.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Деформация
от лат. deformatio — искажение, уродство) — 1) (в физике) изменение положения точек твердого тела, при котором меняется расстояние между ними в результате внешнего воздействия; 2) в широком смысле — изменение облика, преобразование, искажение сущности чего-либо.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Деформация
Художественно-эстетический выразительный прием, преобладающий в визуальных искусствах XX в. Суть его заключается во внесознательном или осознанном отклонении художника от изображения реальных (в смысле возможности их фиксации механическим способом) форм, цвета, отношений видимой действительности. Изучение истории искусства с древнейших времен до наших дней показывает, что фактически Д. более органична изобразительному искусству, чем точное следование (копирование) формам видимого мира, хотя генезис изобразительных искусств обычно связывают именно со стремлением к точному миметическому изоморфизму. Искусства древних народов, аборигенов Азии, Африки, Океании, Австралии, индейцев Америки, европейское средневековое искусство, современное народное искусство, детский рисунок строятся, чаще всего внесознательно, на принципах Д. Эстетический эффект Д. заключается в возникновении эстетической оппозиции между деформированным предметом в произведении искусства и его оптическим образом в психике субъекта восприятия, возникшем на основе его личного визуального опыта. На основе Д. в искусстве возникают многочисленные художественно-эстетические эффекты различной семантической окраски. Д. дает толчок всевозможным ассоциативным, креативным, духовным процессам в психике реципиента, возбуждает в нем игру духовно-визуальными образами, включает его творческие механизмы, дремлющие в состоянии обыденного смотрения. В символизме, авангарде (особенно в экспрессионизме, кубизме, футуризме, дадаизме, наивном искусстве, сюрреализме) нач. XXв., в некоторых направлениях ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-) принцип Д. ифает первостепенную роль. Л.Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

ДЕФОРМАЦИЯ
лат. deforma tio — искажение) — искажение форм в произв. иск-ва, возникающее стихийно или сознательно производимое художником в качестве особого приема худож. выразительности. Стихийная Д. может быть следствием разрушения худож. произв. в связи с частичной утратой его первоначальной материальной фактуры или отдельных деталей (напр., в архитектуре, скульптуре, живописи), фрагментов текста (в литературных произв.). Возникшая в силу объективных причин, такая Д. может вызвать впоследствии сознательную стилизацию (такова тема «торса» в скульптуре XX в., подражающая неполно сохранившимся памятникам античной пластики). В процессе восприятия худож. произв. (памятника, монумента) может возникнуть Д., порожденная определенным ракурсом его обозрения, взглядом на него с какой-то точки, что ведет к искажению силуэта, нарушению пропорциональных отношений и т. п. Этой Д. противостоит худож. принцип «оптической» (или «иллюзионистической») поправки, к-рый призван заранее корректировать возможные искажения в пластических видах иск-ва (изменение наклона фигур при изображении, и.х пропорций, утолщение форм, к-рые смотрятся «на просвет» и т. п.). Как худож. прием Д, связана со стремлением усилить выразительность худож. образа в целом, когда отдельные его структурные элементы сознательно, целенаправленно преувеличиваются, огрубляются, схематизируются или вовсе опускаются (первобытное и средневековое иск-во, гротеск). В подобном случае с помощью Д. художник стремится передать в произв. нечто такое, что нельзя показать через полное становление худож. формы, т. е. невыразимые никак иначе силы (трансцендентные, связанные с категориями «добра» и «зла»). Преднамеренным искажением, Д. формы художник как бы намекает на их существование. Т. обр., Д. может вести к заострению худож. выразительности формы, ее экспрессивности и символичности. Прием Д. нередко доводится до крайности в практике авангардизма, «распредме-чивая» изображение, уводя фантазию художника в сторону отвлеченной комбинации форм. Неосознанная Д. характерна для художников архаического и примитивного иск-ва.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Сверхпластическая деформация в субмикроообъеме при наноконтактном взаимодействии

Тюрин Александр Иванович, Хлебников Владимир Викторович, Шиндяпин Василий Владимирович, Занина Анна Павловна
В работе рассматривается сверхпластическая деформация в субмикрообъеме при наноконтактном взаимодействии.
Читать PDF
0.00 байт

Фанатизм как ценностная деформация сознания

Токтоматов О. К.
Феномен фанатизма рассматривается и определяется в контексте деформации сознания человека.
Читать PDF
0.00 байт

Трансформация и деформация научного знания в связи с расширением научных подходов и методов

Карташова А. А.
В статье, в контексте анализа стратегий современного общественного развития и формирования общества знаний рассматриваются основные направления развития науки.
Читать PDF
0.00 байт

Механизм распространиения полос деформации Савара-Массона в сплавах системы Al-Mg

Шибков Александр Анатольевич, Золотов Александр Евгеньевич, Желтов Михаил Александрович, Денисов Андрей Александрович
С помощью скоростной видеосъемки исследованы in situ пространственно-временные структуры полос макролокализованной деформации при неустойчивом пластическом течении сплава Al-Mg, деформируемого с постоянной скоростью роста напряжен
Читать PDF
0.00 байт

Корреляция деформационных полос с особенностями силового отклика на стадии предразрушения алюминий-м

Золотов Александр Евгеньевич, Желтов Михаил Александрович, Денисов Андрей Александрович, Гребеньков Олег Викторович, Гасанов Михаил Фахраддинович
С помощью высокоскоростных методов экспериментально исследовали влияние нестационарного силового отклика на динамику деформационных полос на стадии предразрушения алюминий-магниевого сплава Al-6 % Mg, демонстрирующего прерывистую
Читать PDF
0.00 байт

Высокотемпературная локализация пластической деформации и разрушение монокристаллов парателлурита

Скворцова Наталья Петровна
Экспериментально изучались потеря устойчивости пластического течения и локализация деформации при высокотемпературном нагружении ковалентных кристаллов парателлурита.
Читать PDF
0.00 байт

Положительно-прекрасное бытие личности и ее деформации в рамках концепции терроризма Ф. М. Достоевск

Бурова Юлия Владимировна
Статья посвящена анализу положительно-прекрасного бытия личности и ее деформации в рамках концепции терроризма Ф.М. Достоевского.
Читать PDF
0.00 байт

Практики деформации целостности социальной реальности: объективация желаний как наследие цивилизацио

Бродецкая Ю. Ю.
Цель. Фокус исследования сосредоточен на анализе феномена социальной целостности и практиках его деформации в современном обществе.
Читать PDF
0.00 байт

Принцип партийности философии: деформации и трансформации

Жилин Владимир Ильич
В учебной и справочной литературе советского периода принцип партийности философии трактовался своеобразно: на передний план выдвигалась принадлежность к политической партии и соответствующему классу.
Читать PDF
0.00 байт

Освіта та її деформації у сучасній культурі: до актуальності теорії напівосвіти Т. Адорно у сучасних

Марія Култаєва

Похожие термины:

  • Деформация механическая

    лат. искажение) — изменение взаимного расположения множества частиц материальной среды, которое приводит к искажению формы и размеров тела и вызывает изменение сил взаимодействия между частицам