ДЕБОРИН АБРАМ МОИСЕЕВИЧ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕБОРИН АБРАМ МОИСЕЕВИЧ

наст, фам.- Иоффе) Абрам Моисеевич (4(16).6.1881, м. Упино, ныне Шилальского р-на Литов. ССР - 8.3.1963, Москва], сов. философ, акад. АН СССР (1929). С 1903 социал-демократ, в 1907-17 меньшевик. С1928чл. КПСС. Окончил филос. ф-т Бернского ун-та (1908). Начиная с. 1905 вел борьбу против махизма. С 1920 занимался науч.-редакторской и преподават. деятельностью. В 1920-30 ответств. редактор жури. «Под знаменем марксизма». С 1935 работал в АН СССР. В 20-х гг. выступал с критикой механицизма в защиту материалистич. диалектики. В кон. 20х- нач. 30-х гг. Д. и его группа, руководившая журн. «Под знаменем марксизма», подверглась в ходе дискуссий критике за ошибки, выразившиеся в фактич. отрицании ленинского этапа в развитии марксистской философии, известном отрыве теории от практики, философии от политики, неправомерных попытках сблизить диалектику Маркса с идеалистич. диалектикой Гегеля. В 30-50-х гг. Д. написал ряд работ по истории социально-политич. учений нового времени и истории философии марксизма.

Источник: Советский философский словарь

ДЕБОРИН (Иоффе) Абрам Моисеевич
4 (16) июня 1881, м. Упино, Литва—8 марта 1963, Москва]— российский философ. Окончив философский факультет Бернского университета (1908), участвует в революционном движении. С 1903 социал-демократ, в 1907—17 меньшевик. После Октябрьской революции—философствующий идеолог большевизма, преподает в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова и Институте красной профессуры. Работает в Институте К. Маркса и Ф. Энгельса; в 1924—31 директор Института философии. В 1926—30 ответственный редактор журнала «Под знаменем марксизма». С 1929—академик, в 1935—45—член президиума Академии наук СССР. Под редакцией Деборина вышли в свет научные издания классиков материалистической философии, собрание сочинений Гегеля в 15 т. Согласно Деборину, диалектика как наука о всеобщих связях и соотношениях реального мира применима не только в социально-исторической практике, но и в любой области конкретно-научного знания. Как всеобщая методология научного исследования материалистическая диалектика интерпретируется Дебориным в качестве идеологии, обязательной для ученых, в т. ч. естествоиспытателей. В 1920-е гг. был официальным философом власти, в 1930-е гг. подвергся критике как «меньшевиствующий идеалист». В 1950-е гг. занимался в основном историей социально-политической мысли.
Соч.: Диалектический материализм. СПб., 1909; Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение. М., 1923; Гегель и диалектический материализм.—В кн.: Гегель. Соч., т. 1. М.—Л., 1929; Диалектика и естествознание. М.-Л., 1930; Философия и марксизм. М.—Л., 1930; Введение в философию диалектического материализма. М.— Л., 1931; Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1—3. М., 1958—67; Философия и политика. М., 1961. Лит.: Яхоп И. Подавление философии в СССР: 20—30 гг.—«ВФ», 1991, № 9.
H. M. Северикова

Источник: Новая философская энциклопедия

ДЕБОРИН АБРАМ МОИСЕЕВИЧ

И о ф ф е), Абрам Моисеевич [р. 4 (16) июня 1881] – сов. философ, академик (с 1929). С 1903 – большевик, с 1907 по 1917 был меньшевиком. С 1928 – член КПСС. Окончил филос. ф-т Бернского ун-та (1908). Начиная с 1905 вел борьбу с махизмом и его разновидностями. В 1909 Д. поместил в сб. "На рубеже" ст. "Диалектический материализм" (Замечания на ней В. И. Ленина – см. Соч., 4 изд., т. 38, с. 477–485). С 1920 занимался науч.-редакторской и преподават. деятельностью. В 1926–30 – ответств. редактор журн. "Под знаменем марксизма". С 1935 работает в АН СССР. Д. написано большое количество работ по истории философии и философии марксизма. В 20-х гг. Д. выступал с критикой механицизма (см. Механисты), в защиту материалистич. диалектики. Для многих работ Д. 20–30-х гг. характерны отрыв филос. теории от практики, недооценка значения революц. переворота, совершенного марксизмом в философии, а также недооценка ленинского этапа в развитии марксистской философии. В работе "Ленин как мыслитель" Д., характеризуя Ленина как великого мыслителя, объявил его, однако, учеником Плеханова в философии. В постановлении ЦК ВКП(б) (25 янв. 1931) о журн. "Под знаменем марксизма" руководившая журналом группа Д. критиковалась за то, что она скатывалась "в ряде важнейших вопросов на позиции меньшевиствующего идеализма". В последнее время Д. ведет большую научно-исследовательскую работу по истории социально-политич. мысли и в области критики бурж. идеологии. Соч.: Введение в философию диалектического материализма, 6 изд., М.–Л., 1931; Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение, М., 1923; Очерки по истории материализма 17 и 18 вв., 3 изд., М.–Л., 1930; Гегель и диалектический материализм, вступ. статья в кн.: Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 1, [М.–Л., 1929]; Диалектика и естествознание, 4 изд., М.–Л., 1930; Современные проблемы философии марксизма, в кн.: Труды 2 Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научных учреждений, вып. 1, М., 1929; Ленин и кризис новейшей физики, 2 изд., Л., 1930; Очерки по истории диалектики, в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 1, [М.], 1924, кн. 3, [М.], 1927; Философия и марксизм. Сб. статей, 3 изд., М.–Л., 1930; Карл Маркс и современность, М.–Л., 1933; Диктатура пролетариата и теория марксизма, "Под знаменем марксизма", 1927, No 10–11; Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1 – Социально-политические учения нового времени, ?., 1958; Материализм и диалектика в древнеиндийской философии, "Вопр. философии", 1956, No 1; "Теоретик" современного ревизионизма Фриц Штернберг, "Новая и новейшая история", 1959, No 1; Слова и дела неонацистов, "Коммунист", 1960, No 13.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДЕБОРИН (Иоффе) Абрам Моисеевич (1881-1963)
российский философ. В 1908 окончил философский факультет Берлинского университета. В 1907-1917 - меньшевик. По еле Октября 1917 порвал с меньшевиками. Преподавал в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, Институте красной профессуры. Работал в Институте Маркса и Энгельса. С 1924 по 1931 - директор института философии, в 1926-1930 - ответственный редактор журнала "Под знаменем марксизма". С 1929 - академик АН СССР, член президиума АН СССР (1935-1945). Основное влияние на мировоззрение Д. оказали Гегель (теория диалектики) и Маркс (социально-политическая доктрина). Рассматривал диалектику как теорию, описывающую внутреннее противоречивое развитие самих природных и социальных явлений и процессов, т.е. акцентировал внимание на необходимости анализа "предметностей" диалектики. По своим взглядам Д. - философский ортодокс, ориентированный на поиск линии идеализма и линии материализма, нагружаемых социально-идеологическими характеристиками. В дискуссии о соотношении материалистической философии и естествознания 1920-х отстаивал тезис о необходимости "диалектизации" естествознания, которое выступает "прикладным знанием" по отношению к марксизму в целом. Группа "диалектиков", во главе с Д., противостояла в дискуссии группе "механицистов", во главе с И.И. Степановым (Скворцовым). Степанов называл Д. и его сторонников "формалистами", отождествляя их с натурфилософами, отстаивал тезис о том, что философские принципы суть лишь выводы из наук, а не основания и аргументы в научном исследовании. С начала 1930-х, когда в философии произошла окончательная переакцентировка в пользу принципов партийности, т.е. стала доминантной группа Митина и др., на "механистов" был навешен ярлык "правого политического уклона", на "диалектиков" - ярлык "меныневиствующих идеалистов". В конце 20-х Д. рассматривался как лидер советских философов. Однако уже в 1930 "Правда" выступила со статьей трех (Митин, В. Ральцевич, П. Юдин), направленной против "линии Деборина". 25 января 1931 было принято постановление ЦК ВКП (б) "О журнале "Под знаменем марксизма", где Д. был вменен в вину "отрыв от задач строительства социализма", а, главное, подчеркивалось "непонимание ленинского этапа как новой ступени в развитии философии марксизма". В результате была произведена "чистка" среди философских кадров, последовали репрессии по отношению к сторонникам Д., который вскоре выступил с публичным покаянием и оказался одним из немногих "деборинцев", которым удалось уцелеть. Основные сочинения: "Введение в философию диалектического материализма" (1916); "Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение" (1923); "Ленин как мыслитель" (1924); "Философия и марксизм" (1930), "Очерки по истории материализма 17 и 18 вв." (1930); "Ленин и кризис новейшей физики" (1930), "К. Маркс и современность" (1933); "Социально-политические учения нового и новейшего времени" (т. 1, 1958); "Философия и политика" (1961) и др.
B.Л. Абушенко, А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

ДЕБОРИН (наст. фам. Иоффе) Абрам Моисеевич
4(16). 06. 1881, м. Упино, Литва - 8. 03. 1963, Москва) - философ. В 1908 г. окончил философский ф-т Бернского ун-та. В 1907-1917 гг. - меньшевик. После Октябрьской революции порвал с меньшевиками. Преподавал в Коммунистическом ун-те им. Я. М. Свердлова, Ин-те красной профессуры. Работал в Ин-те К. Маркса и Ф. Энгельса. Директор Ин-та философии (с 1924 по 1931). В 1926-1930 гг. - отв. редактор журн. "Под знаменем марксизма". Академик АН СССР (1929), член президиума АН СССР (1935-1945). Философские взгляды Д. формировались под влиянием диалектических идей Гегеля и социально-политического учения К. Маркса. Обосновывая необходимость содержательно-предметного анализа диалектики, Д. видел в диалектическом методе философскую теорию, описывающую процессы внутренне противоречивого развития, подчеркивал, что диалектика внутренне присуща природным и историческим явлениям. История философии в целом понималась Д. как борьба материалистической и идеалистической линий. В дискуссии 20-х гг. по проблеме соотношения материалистической философии и естествознания Д. и его сторонников называли "диалектико-формалистами". Д. придерживался мнения, что диалектический метод подлежит внедрению в естествознание, а сама марксистская философия по способам развития своего содержания является дедуктивной наукой. В соответствии с таким подходом Д. воспринимал естественнонаучные методы и даже сами частные науки в виде "прикладных". Позицию "механицистов" он критиковал за "эволюционизм", "упразднение скачков" в развитии и за "аналитизм" (см. "Диалектики" и "механисты"). К кон. 20-х гг. своей организаторской деятельностью (в частности, по выпуску трудов классиков мировой философии) и философскими работами Д. завоевал признание в качестве лидера советских философов. Выступал с докладом "Современные проблемы философии марксизма" и заключительным словом после дискуссии по докладу в апреле 1929 г. на II Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научных учреждений (фактически это был первый съезд советских философов-марксистов). Однако вскоре после этого "линия Д." стала подвергаться резкой критике в центральной печати ("Правда" от 7 июня 1930 г. - в "статье трех": М. Митина, В. Ральцевича, П. Юдина, и в др. изданиях). 25 января 1931 г. принимается постановление ЦК "О журнале "Под знаменем марксизма", где Д. вменяется в вину "отрыв от задач строительства социализма в СССР... от задач международного революционного движения", а также "непонимание ленинского этапа как новой ступени в развитии философии марксизма". В постановлении указывалось: "Отрывая философию от политики, не проводя во всей своей работе партийности философии и естествознания, возглавлявшая журнал "Под знаменем марксизма" группа воскрешала одну из вреднейших традиций и догм II Интернационала - разрыв между теорией и практикой, скатываясь в ряде важнейших вопросов на позиции меньшевиствующего идеализма". В результате был изменен состав редакции журнала, а также состав руководства ряда учреждений, где исследовались проблемы философии. Понятие "меньшевиствующий идеализм" стало отождествляться с понятием "контрреволюционный троцкизм". Последовали репрессии сторонников Д. Вскоре Д. выступил публично с покаянием, заявив: "От нас требуется полное и безоговорочное разоружение. На этой точке зрения я стою, и она является для меня обязательной". Д. принял активное участие в дискредитации нек-рых ученых (напр., В. И. Вернадского в "Известиях АН СССР" в 1933 г.). Изменение позиции, конечно, не было для него гарантией спасения, тем не менее он принадлежал к тем считанным "деборинцам", к-рым удалось уцелеть.

Источник: Русская философия: словарь