ДЭ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Дэ
в философии даосизма опредмеченное, конкретное проявление Дао в вещах и поведении человека (см. Дао). Человек – это часть природы, поэтому его развитие определяется Дао. Отсюда следует основополагающий принцип этики даосизма – недеяние, человек с высшим Дао бездеятелен, он не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ДЭ
кит.): дао, древнейший термин, лежащий в основе всего принципа этического детерминизма в Китае. Дао, проявленное в действии, в конкретном деянии, по сути дэ – это тоже Дао, но трансформированное, явленное, доступное нравственному восприятию. Дэ – это Дао в мире бытия, в феноменальном мире вещей и существ. В человеческой деятельности Дэ – проявление добродетели, умение находить меру, стремление держаться середины.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ДЭ
(кит.) — важнейшее свойство, отличающее «автономного индивида» от «человека толпы», в т.ч. - личность нравственную (цзюньцзы, см. Благородный муж) от «аморальных типов» (сяожэнь, подлый люд).
В раннем конфуцианстве Д. в основном понимается как моральная (внутренняя) сила в противоположность силе физической (внешней). Конфуций в первую очередь понимает под Д. (в пер. - добродетель,или доблесть) способность индивида к «самостоянию», т.е. к защите неких принципов, к-рые он считает для себя важными и к-рым следует даже в крайне неблагоприятных обстоятельствах.
В конфуцианстве эти принципы приобретают характер системы понятий, описывающих важнейшие социально-ролевые отношения в упорядоченном (чжи, букв. - порядок, в противоположность луань — смуте, возникающей в результате порчи нравов) обществе. Таковы человечность (жэнь, свойственна исключительно человеческому обществу в противоположность животному миру) и ведущие к ней - справедливость (и), этикет (лиритуал), разумность (чжи), надежность (синь, букв. — способность оправдывать доверие), верность (чжун, «лояльность к высшим»), сыновняя почтительность (сяо), уважительность (гунцзин, понимается прежде всего как готовность проявить уважение, последовав мин-повелению высшего), уступчивость (цяньжан, готовность поступиться своими законными правами в пользу более достойного, восходящая к архаическому поведению Яо и Шуня, «уступавших Поднебесную» достойным преемникам, вместо того чтобы передавать ее собственным сыновьям). Позднее, возможно, под влиянием даосских и натурфилософских текстов, свойство Д. распространяется на природный мир и интерпретируется как специфическое для каждой вещи и явления (включая человека) проявление силы дао — своего рода демиурга, к-рый, оставаясь статичным и неявленным, придает динамику всему живому, порождая и затем возвращая в «неявленное» все феномены.
В этом смысле специфическая Д. — у каждого из элементов пары инь-ян, «четырех сезонов» (сы ши), «пяти стихий» (у син: «металл», «дерево», «вода», огонь», «земля-почва»), и вообще - у любой вещи.
В человеке эта универсальная Д. специфически проявляется как собственно нравственная сила, добродетель. Поэтому для управления человеческим обществом наиболее пригодно не насилие (как в остальной природе), а «правление посредством моральной силы» (вэй чжэн и Д.) и соответствующее этому «нравственное правительство» (дэ чжи), к-рое противопоставляется самовластному «правлению гегемонов» (ба дао), под этим термином имелась в виду практика легистов (см. Легизм). У Мэн-цзы тот же порядок правления характеризуется как «жэнь чжэн», т.е. «правление посредством жэнь-человечности».
В сфере политико-экономической проявление «человечности» правительством конфуцианцы видели в соблюдении им принципа «корень — дэ, верхушка цай» (дэ бэнь цай мо; цай, букв. — финансы; подразумевается политика облегчения налогового бремени с целью привлечь население, разбегающееся из-за чрезмерных поборов). ГА. Ткаченко

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

ДЭ
кит. — добродетель, благодать, атакже качество, дарование, достоинство, достояние, доблесть, моральная сила, закономерность) — одна из фундаментальных категорий китайской философии, манифестация дао. Иногда отождествлялась с кармой, mana и virtus. Использовалась для передачи буддистского понятия лгуна». В самом общем смысле обозначает основное качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, т. е. индивидуальную «благодать», поэтому часто определяется посредством омонима—дэ-«достижение». Поскольку специфику человека китайские мыслители конфуцианского толка обычно усматривали в способности придерживаться «долга/справедливости» (и) и «благопристойности/этикета» (ли), его дэ в основном понималось как «добродетель», хотя могло означать, подобно прете, чисто телесные достоинства. Будучи индивидуальным качеством, дэ относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому «благодать» для одних может негативно оцениваться другими. Дэ — собирательный образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом, поэтому гармонизирующая их универсальная «благодать» часто выделяется посредством специальных эпитетов: «предельная», «великая», «таинственная», «сиятельная» и т. п. То, что для конкретного индивида является его «частной», или «отдельной благодатью» (сы, ли дэ), напр., незаконное обогащение с точки зрения «общей благодати» (тундэ) оценивается как «нечестивая», «темная», «развратная» или «плохая благодать» (сюн, хунь, цзянь, эдэ). Как «внутреннее», органичное и естественное качество дэ составляет основную оппозицию с «внешней» физической силой, насилием, наказаниями и законом. Сочетание «у дэ» — «пять благодатей» со времен Цзоу Яня (3 в. до н. э.) синонимично у cm — «пяти элементам».
В «Лунь юе» «благодать» изреченна, более того—родит дар слова, состоит в «верности», «благонадежности» и «долге/справедливости», противостоит прельщающей внешности (цветовому образу—сэ) и почвенной закоренелости (ту). «Благодатью» следует отвечать на «благодать», а не на вражду, что соответствует мысли «Iii цзчна»: «Нет безответной благодати». В отношениях же между дэ благодать «благородного мужа» (цзюнь цзы) доминирует над благодатью «ничтожного человека» (сяо жэнь), как ветер над травой. Идеальна гармония между дэ правителя и подданных, выражаемая главным тезисом «Да сюэ» об общественном благоустройстве как «выявлении сиятельной благодати в Поднебесной», которое предполагает предварительное духовное и телесное самосовершенствование личности.
В «Чжуан-цзы» предельное всемогущество дао проявляется в естественном детерминизме «благодати»: «Знать, что тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как предопределение есть предел благодати». Дэ «проникает в небо и землю», подразделяется на восемь разновидностей: левое и правое, нравственную норму и долг/справедливость, долю и различение, соперничество и борьбу. Три благодати конкретной личности —высокорослость, дородство, красота, а «предельная благодать сердца» — бесстрастие.
Восходящие к «Лунь юю» и «Чжуан-цзы» соответственно конфуцианская и даосская трактовки дэ развивались в русле эволюции концепций дао.
Ляг.: От магической силы к моральному императиву: категория

Источник: Новая философская энциклопедия