ДАВЫДОВ Юрий Николаевич

Найдено 1 определение
ДАВЫДОВ Юрий Николаевич
(31.7.1929-21.4.2007) - спец. по соц. филос, западноевроп. филос, социол. искусства; д. филос. н., проф. Р. в г. КаменецПодольск (Украина). Окончил ист. ф-т Саратовского ун-та (1952), асп. ИФ АН СССР (1958, окончил за 2 г., написав дисс «Борьба вокруг гегелевской "Феноменологии духа» в западной философии XIX — второй половины XX веков»). Работал мл. н. с. в секторе истории филос. того же ин-та. В тот же период (1956-58) написал ряд статей, посвященных общим принципам ист.-филос анализа и, в частности, «Феноменологии духа» (одна из них была опубликована в качестве предисловия к т. 4 «Сочине ний» Гегеля). В 1959-62 работал ст. н. ред. изд-ва «Сов. энциклопедия» — участвовал в организации и выпуске первых томов пятитомной ФЭ, где были опубликованы, в частности, и его статьи: «Вульгарный социологизм», «Иррационализм», «Монизм» и др. Параллельно преподавал на филос. ф-те МГУ. Опубликовал цикл статей, посвященных критическому анализу неогегельянства. Завершением этого периода явилась кн. «Труд и свобода», к-рая была переведена на нем., итал. и др. языки и дала основание нек-рым зап. авторам считать его одним из создателей рус.-сов. (полуофициальной) версии неомарксизма. В 1963-65 работал зав. сектором филос. фундаментальной библиотеки по обществ, наукам АН СССР. Руководил рядом научно-библиографических изд. по истории филос. Продолжал занятия в обл. соц. филос, начал работу в обл. социол. искусства, к-рая в те годы только начинала возрождаться в стране. Первыми публикациями в этой связи были статьи, посвященные социол. интерпретации античной эстетики (Царь Эдип, Платон и Аристотель // Вопросы литературы. 1964. № 1), а также критическому анализу совр. зап. теор. социол. искусства (статья, посвященная Т. Адорно, к-рая вскоре переросла в серию статей о нем). В 1965-70 заведовал сектором эстетики Ин-та истории Мин-ва культуры СССР, где получил возможность сосредоточиться на разработке собственной версии теор. социол. искусства, представлявшей собой попытку перевести на более конкретный уровень ряд проблем, к-рые до того считались доменом эстетики и филос. искусства. Этому кругу вопросов был посвящен цикл из трех монографий: «Искусство и элита» (1966), «Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля» (1968), «Искусство и революция: Толстой и Блок, Маяковский и Эйзенштейн» (1967, кн. вышла только на англ. и яп. языках), а также большое число статей. В процессе этого иссл. разрабатывалась проблематика, относящаяся к обл. типологизации восприятия искусства в рамках разл. обществ, эпох и соц. страт. С 1970 работал в Ин-те социол. РАН. В поел. вр. — гл. н. с, зав. сектором истории социол. и общей социол. В этом инте Д. получил возможность перейти от эстетико-социол. анализа разл. типов отношения к искусству и художеств, культуре вообще к более широкому — соц.-филос. и теор.-социол. рассмотрению совр. зап. сознания в целом. Этой тематике были посвящены кн.: «Эстетика нигилизма» (1975), «Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы» (1977, защищена в качестве докт. дисс.) и «Бегство от свободы» (1978). На передний план здесь выходит проблематика своеобразия совр. зап. сознания, взятого в его эволюции и новейших тенденциях. В центре рассмотрения оказывается гедонистически-потребительский тип сознания, решительно противостоящий традиции, заложенной протестантизмом и его «хозяйственной этикой». В связи с этим Д. более углубленно занялся проблематикой социол. культуры вообще и социол. совр. зап. культуры в частности, что нашло отражение в двух колл. монографиях: «Неомарксизм и проблема социологии культуры» (1980) и «Социология контркультуры: инфантилизм как тип миросозерцания и социальная болезнь» (1980). Начиная с 1980 Д. специально занимался историей соц. филос. и теор. социол., в особенности социол. М. Вебера. В русле этой работы находится его авт., сост. и ред. участие в изд. словаря, посвященного зап. социол., несколько колл. монографий, в т. ч. «Буржуазная социология на исходе XX века» (1986), а также изд. (совм. с П. П. Гайденко) кн. «История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс» (1991). Издана монография «Макс Вебер и современная теоретическая социология» (М., 1998). В этот же период им вместе с небольшим коллективом соавторов были изданы кн., посвященные судьбам диалектики в зап. филос. и социол. XX века. Д. известен также своими литературно-критическими и публицистическими работами. В поел, годы опубликованы две серии его статей: о тоталитаризме и о судьбах трудовой этики в посттоталитарной России (ж. «Наука и жизнь», ВФ, «Диалог» и др.). Проблемам трудовой этики посвящена и статья в ВФ (1994. № 2) «Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика)». В поел, пять лет его осн. тема: новый рус. капитализм как проблема теор. социол. Д. — отв. ред. кн. «История теоретической социологии» в 4 т. (М., 1995-2000) и автор большинства разделов и глав этого изд.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009