(санскр. Dasabhumikasutra, Dasabhumisvara — «Наставление о десяти уровнях», «Владыка десяти уровней») — трактат йогачары, составленный, вероятно, во 2—3 вв., в к-ром иерархизируются уровни совершенства следующего «путем бодхисаттвы», каждый из к-рых соотносится с соответствующим «совершенством» (см. Парамиты), что позволяет составителю текста систематизировать практически всю сотериологию махаяны. Помимо «Д.» учение о десяти уровнях бодхисаттвы обнаруживается в «Лалитавистаре», «Аштасахасрикапраджняпарамите», в «Махаянасутраланкаре» (гл. XX, XXI), «Мадхьямакаватаре» Чандракирти, но «Д.» является специализированным эссе на данную тему. Десять «ступенек» излагаются бодхисаттвой Ваджрагарбхой, к-рый предается глубокой медитации в собрании богов, будд и бодхисаттв, в ответ на просьбу Будды рассказать о них всем присутствующим. На первой ступеньке - «радостной»(ргатис!ка) начинающий бодхисаттва овладевает совершенством щедрости (дана). Он доверяет буддам, печется о всех, прилежен в изучении дхармы; его щедрость «нематериальная», ибо он сострадает живым существам, к-рые не заботятся о своем «освобождении», и он готов пожертвовать ради них женами, детьми, членами тела, здоровьем и самой жизнью. «Радостной» же эта ступенька оказывается потому, что он ликует из-за своего превосходства над «обычными людьми» и ясно видит перед собой свой путь. Далее следует ступенька «незагрязненности» (vimala), на к-рой адепт овладевает совершенством нравственности (шила), к-рая идентична «профессиональному» освоению самодисциплины по методу классического восьмеричного пути (последний включается, т.о., в виде «частного случая» в иерархию достижений в махаяне). «Незагрязненность» означает освобождение от нечистоты аффектов (см. Клеши), ибо практикующий на этой стадии становится свободным от желаний, другом, наставником и покровителем других существ. На третьей ступеньке — «лучезарной» (prabhakari) адепт становится «светильником учения», способным к уразумению сокровенных умозрительных истин. Здесь он овладевает совершенством терпения (кшанти), ибо денно и нощно упражняется в изучении махаянских сутр. На этой же ступени он становится мастером четырех классических медитаций и четырех «обителей Брахмы» (здесь на правах «частного случая» в сотериологическую систему махаяны включается уже главное индуистское божество), развивая поэтапно благость, сострадание (каруна), сорадованис (майтри) и бесстрастие, и уже начинает излучать свет в небесных регионах. Четвертая ступенька — «пламенная» (arcismati) позволяет адепту созерцать истинную природу всех существ и населяемого ими мира.
В его «огненном» видении отражаются преходящесть сущего и значение «освобождения», и он бросает прощальный взгляд на остатки ложных воззрений, прежде всего связанных с представлением о своем Я. Здесь он овладевает совершенством мужества (вирья), т.к. окончательно укрепляется в истинной вере в «три драгоценности» буддизма - Будду, учение и общину. Пятая ступенька так и называется — «чрезвычайно труднодостижимая» (sudurjaya), ибо только теперь можно «реализовать» различие истины конвенциональной (sarnvrtti) и абсолютной (paramartha) и, соответственно, конечную «пустотность» всего сущего. Поскольку адепт старается о благе живых существ, созерцая их феноменальность и одновременно сущностную «освобожденность», эта ступень соотносится с освоением совершенства медитации (dhyana). Шестая ступенька обозначается как «перед лицом [полной ясности]» (abhimukhl), ибо на данной стадии адепт становится экспертом в совершенстве познания (prajna). Это познание-премудрость позволяет ему видеть глубинное единство сансары и нирваны, а также то, что все вещи суть «только сознание» (здесь обнаруживается специфическая принадлежность текста «Д.» школе йогачаров-виджнянавадинов). На седьмой ступеньке - «далеко распространяющейся» (durarigama) — адепт становится уже настоящим бодхисаттвой. Он может войти в паранирвану, но медлит ради «освобождения» других существ, предпочитая ей «активную нирвану» (apratisthita). Сейчас он овладевает сразу двумя новыми совершенствами: умением использовать любые стратегемы ради помощи «сансарным» существам (upaya) и способностью передавать им свой запас «заслуги» (пунья) — parinamana. Его собственный «кармический капитал» от этой щедрости уменьшиться не может, ибо он, делясь им с другими, приобретает еще большую «заслугу». Восьмая ступенька - «недвижимая» (acala), ибо бодхисаттва неколебим в своей решимости действовать в этом мире ради «освобождения» других существ. Соответствующим совершенством является поэтому верность великому обету (pranidhana). Теперь бодхисаттва может принимать любой внешний облик ради оказания помощи другим существам. На девятой ступеньке — «благочестивого размышления» (sadhumati) — бодхисаттва использует весь свой интеллектуальный потенциал для проповеди дхармы. Здесь реализуется совершенство всемогущества (bala), к-рое проявляется также в постижении бодхисаттвой магических формул (дхарани), этих «словесных талисманов», к-рое он передает дальше ищущим «освобождения». Наконец, десятая ступенька — «облако учения» (dharmamegha) — превращает его уже в небесного бодхисаттву. Он восседает, как «освященный» (abhisikta) на небе, на великом лотосе, и его тело излучает особый свет. Соответствующее совершенство — полнота знания (jnana), а с облаком он сравнивается потому, что, подобно тому, как оно проливает дождь, он, распространяя свои лучи на землю, смягчает печаль и страдание живых существ. На этой ступени бодхисаттва становится уже майтреей, к-рый ожидает своего часа на небе тушита («блаженное»), чтобы явиться на землю новым буддой. Так восхождение адепта, начавшееся с ликования по поводу превосходства над «обычными людьми», завершается полнотой самообожествления с претензией на восседание на небесных престолах. Это и является реальной целью сотериологии махаяны, средствами осуществления к-рой служат все перечисленные этические и «дианоэтические» добродетели. Символика иерархии ступеней продвижения адепта по «пути бодхисаттвы» нашла отражение в буддийской архитектуре. Так, знаменитый индонез. храм Боробудур (на Яве), датируемый 9 в., состоит из основания (символизирует мир), над к-рым надстроены шесть квадратных платформ (первые уровни-совершенства), а над ними три круглые (высшие уровнисовершенства), к-рые завершаются ступой (последняя ступень «небесного бодхисаттвы»). Подобные сооружения имели очевидное «назидательное» назначение: последовательность ярусов совершенства должна внушать мысль каждому адепту, что он тоже может, начав с щедрости, мало-помалу стать еще одним, новым божеством, способным «дождить» свои милости на землю, если только будет правильно работать с такими «учебными пособиями», как «Д.». Поэтому, с т.з. компаративистики, буддийская «линейная» иерархия ступеней совершенства составляет прямую противоположность христианскому пути восхождения (изложенному также в иерархической последовательности добродетелей, напр., в «Лествице» Иоанна Синайского), где реальные достижения обратно пропорциональны «ступенькам» самооценки, а эйфорические высоты последней прямо пропорциональны степени человеческого падения. В.К.Шохин