ДАС
ДАС
Бхагаван (12 янв. 1869 – 1958) – инд. философ-идеалист. Образование получил в Калькуттском ун-те. С 1887 – магистр иск-в; почетный доктор Бенаресского и Аллахабадского ун-тов. С 1899 по 1914 – почетный секретарь и проф. центр. Инд. колледжа. Нек-рое время находился на правительств. службе, с 1935 по 1938 – член центр. законодат. Ассамблеи Индии. Д. – автор работ по проблемам философии, религии, социологии и др. В своих работах Д. развивает принципы монистич. идеализма веданты. Однако он не соглашается с ее трактовкой объективного мира как иллюзии (майя), нереальной, неистинной видимости абс. духа – брахмана. Полагая конечный, основополагающий принцип бытия в абс. духе, Д., в отличие от Шанкары, считает, что в него включаются как субъект ("Я"), так и объект ("не-Я" или "Это"). Кроме этих двух моментов, конечная реальность характеризуется их отношением, имеющим вид "Я есть не-Я" или "Я есть не Это", и представляет собой, т. о., триединство субъекта, объекта и их отношения. Субъект и объект находятся в необходимом отношении взаимоотрицания ("не") и взаимоутверждения ("есть"). Этой формулой Д. пытается избежать опасности отождествления субъекта и объекта ("Я есть Это") и их дуалистич. отрыва друг от друга ("Я не есть Это"). В космологич. плане эта конечная реальность обнаруживает себя как дух ("Я") и материя ("Это") через их позитивно-негативное отношение – энергию ("есть – не"). Каждому из этих аспектов реальности соответствует группа наук. Первому соответствует наука о духе, состоящая из науки о безличном абс. духе (метафизика), науки о конечных, индивидуальных личных душах (психология) и науки о конкретном проявлении этих душ в телесном человеке (психо-физика). Второму аспекту соответствует наука об отношении духа к материи, отвечающая формуле "есть – не"; она имеет две стороны: позитивную и негативную. Негативная выступает в качестве троякого условия всякого опыта – времени, пространства и движения; позитивная проявляет себя как каузальная энергия и порождает триаду действия, противодействия и связывающей их причинности. Поскольку время, пространство и движение образуют троякое условие материальных процессов, математика должна наличествовать во всех науках. Третьему аспекту соответствует наука о материи ("не-Я"), анализирующая историч. развитие Вселенной. В этой космич. истории ведущей триадой наук являются химия, изучающая атомы, молекулы и др. первичные формы материи, физика, анализирующая силы различных родов, и астрономия, изучающая движение небесных сфер. Все науки взаимосвязаны между собой. В частности, антропология состоит из психологии, физиологии и социологии, истории. Свое учение о поведении человека в обществе Д. называл прикладной философией, или администрацией. Достижение высшего блага возможно путем полного преодоления индивидуализма и эгоизма, путем полного отказа от всех желаний, что ведет к абс. совершенству. Такое состояние Д. наз. социализмом или коллективизмом. Др.-инд. разделение общества на 4 касты (жрецов – брахманов, военную знать – кшатриев, рядовых свободных – вайшьев, и неполноправных свободных – шудр) Д. считал наиболее рацион. формой орг-ции и для совр. общества, к-рая якобы независимо от формы гос. устройства дает возможность гармонии, сочетания интересов всех его членов; тем самым обеспечивается мир в стране, а при соблюдении данных принципов – и во всем мире. Философия и социология Д. представляют собой попытку навязать совр. естеств.-науч. и обществ. мысли метафизич. схему, построенную по образцу др.-инд. идеализма и кастового строя. Соч.: The science of peace, 3 ed., Adyar (Madras), 1928; Ancient versus modern scientific socialism, Adyar (Madras), 1934; Essential unity of all religions, 2 ed., Adyar (Madras), 1947; The science of social organisation..., 2 ed., Adyar (Madras), 1932; А?tma-Vidy?, or the science of the self, "Contemporary Indian Philosophy", ed. by S. Radhakrishnan and J. H. Buirhead, L., 1952. Лит.: Raju P. T., Idealistic thought of India, L., 1953. H. Аникеев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.