ДАРВИН ЧАРЛЗ РОБЕРТ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт
род. 12 февр. 1809, Шрусбери - ум. 19 апр. 1882, Даун, Кент) - англ, естествоиспытатель; основатель названного его именем направления - дарвинизма, в котором сам Дарвин усматривал зародыш целой философии. Исследования, проведенные во время кругосветного путешествия на корабле "Бигль" (1831 - 1836), способствовали выявлению им движущих факторов эволюции. В работе "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859) он изложил осн. положения своей теории. В книге "Происхождение человека и половой отбор" (1871) дал естественнонаучное объяснение происхождения человека от животных предков.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДАРВИН ЧАРЛЗ РОБЕРТ

Darwin, Charles) (1809-1882) - великий английский естествоиспытатель, открывший новую эру в области биологических наук своим учением о постепенном развитии органических форм путем естественного подбора.
Учение Дарвина вызвало сильные нападки со стороны религиозных кругов и всякого рода "охранителей", так как теория развития противоречила христианскому учению о сотворении мира в семь дней и устраняла участие бога в мировом процессе. Кроме того, выдвинутый Дарвиным принцип борьбы за существование подрывал основы лицемерной буржуазной морали. Как показал недавний "обезьяний процесс" в Америке, гонение на учение Дарвина продолжается и до сих пор. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Дарвин Чарльз Роберт
(1809-1882) - английский ученый-эволюционист. Дарвин приобрел известность благодаря своему труду «Происхождение видов» (Origin of Spices, 1859), который был написан с целью предоставления веских эмпирических доказательств в пользу теории эволюции. Собственные взгляды Дарвина сформировались под влияниемнаблюдений, сделанных им во время его путешествия в качестве естествоиспытателя на борту корабля «Сыщик» (Beagle), а также под влиянием чтения трудов богослова Уильяма Пэли (1743-1805) и геолога Чарльза Лаелла (1797-1895). После того, как «Происхождение» вышло в свет, Дарвин оказался в эпицентре продолжительной полемики. Несмотря на то, что он, по всей видимости, оставался теистом, его взгляды были восприняты как лобовой удар по христианству. Позднее Елена Блаватская и многочисленные другие основоположники новых религий создали популярную версию дарвинизма, соединив ее с идеей духовной эволюции и религиями йоги.

Источник: Новые религиозные движения.

ДАРВИН Чарлз Роберт
1809-1882) - англ. естествоиспытатель, основоположник науч. эволюц. учения о развитии органического мира путем естеств. отбора — дарвинизма. Родился в семье врача, с детства увлекался изучением живой природы. Поступил на мед. ф-т Эдинбургского ун-та, но по настоянию отца перешел на богосл. ф-т Кембриджского ун-та. Окончив ун-т (1831), отправился как натуралист в 5-летнее кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Собранный фактич. материал по зоологии, геологии, палеонтологии, этнографии, данные с.-х. практики и науки привели Д. к выводам о естеств. развитии органического мира, о целесообразности строения организмов как результате действия естеств. отбора. Осн. положения своего учения, опровергавшие телеологию и креационизм, Д. изложил в кн. «Происхождение видов...» (1859). Науч. работа привела Д. к отходу от религии. Д. стал на позиции стихийного естеств.-науч. материализма и естеств.-науч. атеизма. Совр. фидеизм усиленно фальсифицирует мировоззрение Д.

Источник: Атеистический словарь

ДАРВИН ЧАРЛЬЗ РОБЕРТ
(1809—1882) — английский натуралист и путешественник, заложивший основы современной эволюционной теории и направления эволюционной мысли (дарвинизм), основоположник материалистического учения об историческом развитии органического мира. В главной работе «Происхождение видов посредством естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) Д. показал, что виды растений и животных изменчивы. Существующие ныне виды произошли в процессе эволюции от других видов вследствие влияния трех неразрывно связанных факторов: изменчивости, естественного отбора и наследственности. Наблюдаемая в живой природе целесообразность создавалась путём естественного отбора полезных для организма ненаправленных изменений. Д. опубликовал труд «Изменение домашних животных и культурных растений» (1868), в котором обобщил обширный фактический материал по эволюции органических форм, накопленный человечеством в процессе многовековой хозяйственной деятельности, где содержались сведения о выведении пород животных и сортов растений путем искусственного отбора. Решая проблемы антропогенеза в работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871), Д. привел многочисленные доказательства животного происхождения человека (см. Жан Батист Ламарк).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Дарвин Чарлз Роберт
 (1809— 82) — англ. естествоиспытатель, основоположник теории исторического развития органического мира. Учился в Кембриджском ун-те. Обобщив данные совр. ему биологии и сельскохозяйственной практики, а также огромный фактический материал, собранный во время кругосветного путешествия (1831—36), пришел к выводу об эволюции живой природы. В выпущенной в 1859 работе «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» изложил основные положения эволюционной теории. В 1868 в книге «Прирученные животные и возделываемые растения» Д. объяснил возникновение домашних животных и культурных растений путем искусственного отбора. В работе «Происхождение человека и половой подбор» (1871) дал естественнонаучное объяснение происхождению человека от животных предков. Однако социальные причины, определившие выделение человека из животного мира, — роль труда, членораздельной речи, первобытного стада — были вскрыты позже Ф. Энгельсом. По мировоззрению Д. — естественнонаучный материалист, стихийный диалектик, атеист, но с чертами буржуазной ограниченности. Его работы сыграли важную роль в создании научной биологии, в борьбе против идеализма, против теологии и метафизики, содействовали перестройке естествознания в диалектико-материалистическом направлении.

Источник: Философский словарь. 1963

ДАРВИН Чарлз Роберт (1809—82)
англ. естествоиспытатель, создатель научной эволюционной теории. Обобщив данные совр. ему биологии и сельскохозяйственной практики, а также фактический материал, собранный во время кругосветного путешествия (1831—36), пришел к выводу об эволюционном развитии живой природы в результате естественного отбора. В работе “Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859) изложил осн. положения своей теории. В книге “Прирученные животные и возделываемые растения” (1868) Д. объяснил возникновение домашних животных и культурных растений путем искусственного отбора. В труде “Происхождение человека и половой отбор” (1871) дал естественнонаучное объяснение происхождению человека от животных предков. Однако социальные причины, определившие выделение человека из животного мира,— роль труда, общественного сознания не были вскрыты Д. Учение Д. получило признание в результате длительной и острой борьбы с противниками теории эволюции, клерикалами и идеалистами. Теория Д. принадлежит к числу выдающихся естественнонаучных открытий 19 в., послуживших одной из естественнонаучных предпосылок возникновения диалектического материализма. В совр. условиях теория Д., сохраняя свое общеметодологическое и мировоззренческое значение в целом, развивается и модифицируется под влиянием фактического и теоретического материала генетики (молекулярной и популяционной), биокибернетики и др. дисциплин.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДАРВИН (Darwin) Чарльз Роберт (1809-1882)
британский естествоиспытатель, автор теории происхождения видов путем естественного отбора. Закончил Кембридж (1831). Во время путешествия на корабле "Бигл" (1831-1836) собрал огромный материал по ботанике, зоологии, палеонтологии и антропологии. Основные сочинения: "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь" (1869; первый набросок в 1842); "Изменение домашних животных и культурных растений" (т. 1-2, 1868); "Происхождение человека и половой отбор" (1871), "Выражение эмоций у человека и животных" (1878), а также работы по геологии (об образовании коралловых рифов), редактирование фундаментального пятитомного издания "Зоология" (1839-1843). В своем учении Д. доказал несостоятельность креационистских представлений о сотворении видов, раскрыл единство растительного и животного мира, установил генетическую общность человека и человекообразных обезьян, выявил основные закономерности и механизмы эволюции в живой природе, выявил механизмы естественного и искусственного отбора, заложил основы селекции как биологической дисциплины. Д. совершил подлинно научную революцию в биологическом познании. Он разработал эволюционную картину живой природы, перестроил идеалы и нормы биологического объяснения, ввел в категориальный строй биологического и научного мышления концептуальный аппарат органического детерминизма. Объект биологического познания в теории Д. предстал как сложная иерархическая система, целесообразно приспособленная к неорганическим и органическим условиям существования в результате исторического развития. В категориальный аппарат дарвинского объяснения вошли понятия случайности, вероятности, неопределенности, целесообразности. К изучению закономерностей естественного отбора Д. были широко применены методы статистики и теории вероятностей. Принципы историзма, эволюционизма, относительного характера приспособительной целесообразности задавали обобщенную схему процедур исследования биологических объектов как развивающихся систем. Идеи Д. послужили основой ряда концепций в системе социального знания (социал-дарвинизм и др.)
Е.В. Петушкова

Источник: Новейший философский словарь

ДАРВИН Чарлз Роберт
(Darwin, 1809—1882) - великий англ. биолог, основоположник науки о развитии органич. мира - дарвинизма. Родился в г. Шрусбери в семье врача; ого дед, Эразм Дарвин, был известным натуралистом, сторонником идеи развития живой природы. Д. учился на мед. факультете Эдинбургского, а затем - на богосл. факультете Кембриджского ун-та. В студенч. годы увлекался сбором коллекций разл. минералов, насекомых и растений. По окончании ун-та (1831) вместо того, чтобы стать священником, Д. поехал в качестве натуралиста в пятилетнее кругосветное путешествие на военном корабле «Бигл». Собранные Д. многочисл. материалы об ископаемых и совр. органич. формах заставили его усомниться в истинности библ. легенды о сотворении мира и привели к идее о постепенном развитии всех животных и растений из простейших органич. форм.
Последующее ознакомление с работой селекционеров-животноводов и растениеводов и с лит. источниками, а также проведенные им эксперименты окончательно убедили Д. в том, что весь органич. мир - результат естеств. развития, а не божеств, творения. Одновременно совершался отход ученого от религии. «В течение этого периода, т. е. с 1836 до 1839 г., я,- писал Д., - постепенно пришел к сознанию, что Ветхий завет—с его до очевидности ложной историей мира... и с его приписыванием богу чувств мстительного тирана - заслуживает доверия не больше, чем свящ. книги индусов или верования к.-л. дикаря». II далее: «Так понемногу закрадывалось в мою душу неверие, и в конце концов я стал совершенно неверующим» [Воспоминания о развитии моего ума и характера (Автобиография). М., 1957, с. 98—99]. Следует, однако, отметить, что Д. иногда допускал также высказывания в духе деизма. Свое учение о развитии органич. мира, к-рым был нанесен сокрушит. удар религ. мировоззрению и к-рое вызывало бешеную ненависть церковников, он изложил в знаменитой кн. «Происхождение видов» (1859), а затем развивал и конкретизировал в серии монографий, среди к-рых важно отметить «Изменение домашних животных и культурных растений» (1868), «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Д. был гуманистом, выступал против расизма, бичевал рабство и работорговлю в Африке и Америке. Вся его жизнь была замечат. примером служения науке.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ДАРВИН Чарлз Роберт
12.2.1809, Шрусбери - 19.4.1882, Даун, близ Лондона), англ. естествоиспытатель, основатель эволюц. учения о происхождении видов путем естеств. отбора (см. Дарвинизм). Внук англ. натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина. На формирование взглядов Д. большое влияние оказали ботаник Дж. Генсло и геолог А. Седжвик. Исследования, проведенные во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл» (1831-36), способствовали выявлению Д. движущих факторов эволюции. Уже в этот период Д. приблизился к открытию принципа дивергенции, т. е. расхождения признаков у потомков общего предка. Став к 1837 убежденным эволюционистом, Д. занялся поисками движущего фактора эволюции. Одновременно он вел огромную по широте работу в области зоологии, географии, геологии, палеонтологии. В 1842 Д. сделал первый набросок своей теории эволюции. В 1851-54 опубликовал 4томный труд по анатомии, систематике и палеонтологии сидячих ракообразных - усоногих раков. Анализ этой группы позволил Д. проверить на конкретном материале осн. положения эволюц. теории. К этому времени Д. стоял в ряду крупнейших натуралистов мира, его науч. авторитет во многом способствовал последующему признанию созданной им эволюц. концепции. В 1854-55 Д. начал подготовку работы о происхождении видов, обобщая весь известный материал по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов животных и растений, а также по методам селекции домашних животных и культурных растений. В нач. 1856 Д. приступил к написанию эволюц. труда (рассчитанного на 3-4 тома), однако работа не была завершена. В поисках движущих факторов эволюции Д. обратил внимание на идею «борьбы за существование» в работах Мальтуса. Д. выделил две формы конкуренции-внутри и межвидовую. По Д., именно внутривидовая конкуренция наиболее близких по своим потребностям особей ведет к вымиранию промежуточных форм и обеспечивает процесс дивергенции. Вымирание неприспособленных и выживание приспособленных лежит в основе сформулированного Д. принципа естеств. отбора.
В 1858 англ. зоолог и биогеограф А. Уоллес прислал Д. рукопись статьи, в к-рой он независимо от Д. сформулировал принцип естеств. отбора. Д. хотел представить статью Уоллеса в печать, умолчав о том, что им уже были написаны разделы задуманного трехтомника. По настоянию геолога Ч. Лайеля и ботаника Дж. Гукера доклады Д. и Уоллеса были прочитаны на заседании Линнеевского зоологич. об-ва в Лондоне и вместе опубликованы в журнале об-ва в 1858.
Осн. труд Д.- «Происхождение видов путем естеств. отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» вышел в 1859 (первое сообщение в печати Д. сделал в 1858). В 1868 Д. опубликовал большой труд по теории искусств. отбора «Изменения животных и растений под влиянием одомашнивания», развивающий идеи «Происхождения видов», а в 1871 - работу «Происхождение человека и половой подбор», в к-ром показано не только несомненное сходство, но и родство человека и человекообразных обезьян. Происхождение человека от животных доказывалось Д. и в кн. «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Учение Д. разрушило креационистскую концепцию о сотворении видов, подорвало основы представления о божеств. происхождении человека, об его исключит. положении в системе органич. мира. Д. стоял несколько в стороне от той борьбы за становление эволюц. идеи в биологии и за признание дарвинизма в качестве стержня эволюционизма, к-рую вели сторонники учения Д. в разных странах.

Источник: Советский философский словарь

ДАРВИН Чарлз Роберт (1809-1882)
британский естествоиспытатель, автор теории происхождения видов путем естественного отбора. Закончил Кембридж (1831). Во время путешествия на корабле "Бигл" (1831-1836) собрал огромный материал по ботанике, зоологии, палеонтологии и антропологии. Основные сочинения: "Путешествие натуралиста вокруг света" (1839), "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь"(1869; первый набросок в 1842); "Изменение домашних животных и культурных растений" (т. 1-2, 1868); "Происхождение человека и половой отбор" (в двух томах, 1871), "Выражение эмоций у человека и животных" (1878), а также работы по геологии (об образовании коралловых рифов), редактирование фундаментального пятитомного издания "Зоология" (1839-1843). В "Происхождении видов..." Д. сформулировал пять видов доказательств эволюционной теории: 1) доказательства относительно наследственности и культивации с учетом изменений, полученных путем одомашнивания; 2) доказательства, связанные с географическим распределением; 3) археологически обоснованные доказательства; 4) доказательства, связанные со взаимным подобием живых существ; 5) доказательства, полученные из эмбриологии и на базе исследования рудиментарных органов. По мысли Д., многие полагают, что "каждый вид был сотворен один независимо от другого. Но мой образ мыслей более согласуется с тем, что известно из законов, запечатленных в материи Творцом: появление и распространение прошлых и нынешних обитателей мира обусловлено вторичными причинами, схожими с тем, что определяют рождение и смерть индивида. Когда я рассматриваю живые существа не как особые творения, а скорее как прямых потомков немногочисленных существ, живших давно, в первые века силлурийского периода, они представляются мне облагороженными". В своем учении Д. доказал несостоятельность креационистских представлений о сотворении видов, раскрыл единство растительного и животного мира, выявил основные закономерности и механизмы эволюции в живой природе, а также механизмы естественного и искуственного отбора, заложил основы селекции как биологической дисциплины. Д. совершил подлинно научную революцию в биологическом познании. Он разработал эволюционную картину живой природы, перестроил идеалы и нормы биологического объяснения, ввел в категориальный строй биологического и научного мышления концептуальный аппарат органического детерминизма. Объект биологического познания в теории Д. предстал как сложная иерархическая система, целесообразно приспособленная к неорганическим и органическим условиям существования в результате исторического развития. В категориальный аппарат дарвинского объяснения вошли понятия случайности, вероятности, неопределенности, целесообразности. К изучению закономерностей естественного отбора Д. были широко применены методы статистики и теории вероятностей. Принципы историзма, эволюционизма, относительного характера приспособительной целесообразности задавали обобщенную схему процедур исследования биологических объектов как развивающихся систем. Не рискнув изначально постулировать генетическую общность человека и человекообразных обезьян, Д. лишь в 1871 в первой главе книги "Происхождение человека и половой отбор", озаглавленной "Доказательства происхождения человека от какой-то низшей формы", зафиксировал: "Человек способен воспринимать от низших животных, например, определенные болезни. Этот факт подтверждает сходство их тканей и крови как структурное, так и композиционное, что можно увидеть и в микроскоп, и посредством химического анализа... Лекарства производят на них то же действие, что и на нас. Многим обезьянам по вкусу чай, кофе, алкогольные напитки, более того, я сам видел, с каким наслаждением они курят табак... Трудно переоценить моменты общего структурного соответствия в строении тканей, в химическом составе и конституции между человеком и высшими животными, особенно антропоморфными обезьянами... Человек и прямоходящие животные сложены по общей модели, прошли те же примитивные стадии развития, сохранили общие черты. Поэтому мы смело можем говорить об общем происхождении. Только естественный предрассудок и высокомерие заставляют нас искать родство с полубогами. Однако не за горами день, когда покажется странным, что натуралисты, сведущие в сравнительной истории развития человека, могли когда-то верить в то, что человек создан одним актом творения". Идеи Д. послужили основой ряда концепций в системе социального знания (социал-дарвинизм и др.). По мысли Д., "вращающаяся по своим неизменным законам гравитации планета эволюционирует, начав с простых, чтобы прийти к бесконечно прекрасным и изумительным формам".

Источник: История Философии: Энциклопедия

ДАРВИН Чарльз Роберт
12 февраля 1809, Шрусбери, Англия —19 апреля 1882, Даун) — английский натуралист. Изучал медицину в Эдинбургском университете, затем богословие в Кембриджском университете; обучение было прервано кругосветным путешествием (1831—36). В 1837—44 создал эволюционное учение, в котором опирался на итоги своих путевых наблюдений изменчивости животных, взгляды натурфилософа Э. Дарвина (своего деда), политэконома Т. Мальтуса, геолога Ч. Лайеля, многих эволюционистов нач. 19 в. и понимал изменение видов как селекцию, ведомую «Всевидящим существом». В 1839—55 стал известен как геолог и зоолог. В 1855 вернулся к эволюционной теме. В работе «Происхождение видов» (1859), принесшей автору мировую славу, был обоснован дарвинизм (термин Т. Гексли, 1860). В конце жизни (1876) разочаровался в эволюционной идее, но прославился как психофизиолог, ботаник и провозвестник экологии, для которой особо важна последняя книга Дарвина о роли дождевых червей в образовании почвы (1881).
По Дарвину, эволюция происходит в силу трех основных факторов—изменчивости, наследственности и естественного отбора: изменчивость поставляет материал — новые признаки, наследственность их закрепляет (Дарвин признавал, как и Ламарк, наследование приобретенных признаков), а отбор устраняет организмы, неспособные жить в данных условиях. Вслед за Э. Жоффруа Сент-Илером (1833) Дарвин понимал отбор как постепенное накопление мелких уклонений от прежней нормы. Для объяснения действия основных факторов он ввел три добавочных: скрещивание, изоляцию новых форм от прежних и борьбу за существование, вызванную избыточностью размножения. Действие отбора в природе Дарвин счел аналогичным действию селекционера, допустив, что отсутствие избирательности спаривания компенсируется огромной длительностью медленных процессов эволюции. Все это Дарвин рассматривал для процессов внутри вида, а образование более крупных таксонов предполагал идущим по тем жезаконам, но еще медленнее. Конкретных примеров действия отбора Дарвин не привел (дал лишь два воображаемых примера), но привел много фактов изменчивости. Теперь процесс эволюции выступал как естественный (хотя Творец и упоминался). Антропогенез Дарвин увязывал не столько с естественным, сколько с половым отбором, в чем успеха у современников почти не имел. Философские возражения Дарвину (Дж. Г. Луэс, 1860; Дженкин, 1867 и др.) свелись (в современных терминах) к 4 основным: Дарвин (1) вместо фактов эволюции приводит факты нечеткости границ видов, забывая, что вид—логический конструкт, а не биологический объект; (2) видит в организме набор признаков, а не сущность; (3) считая изменчивость случайной, смешивает реально наблюдаемую случайность-акциденцию (сдвиг несущностных признаков) с воображаемым случайным изменением сущности; (4) приравнивает изолирующую процедуру (избирательное скрещивание при искусственном разведении) перемешивающей (скрещиванию в природе). Дарвин охотно разбирал конкретные возражения, но избегал общих («У меня не метафизическая голова»). В гносеологическом плане дарвинизму обычно противопоставляют ламаркизм и номогенез, а в онтологическом— эмерджентньш эволюционизм и теорию биосферы В. И. Вернадского. С позиций последней Г. А. Заварзин рассматривает Дарвина как ключевую фигуру при переходе биологии .от холизма к редукционизму. Анализ механизма отбора показал, что «материал для эволюции поставляют не победители в борьбе за существование, а побежденные» (Э. С. Бауэр, 1935), и эта мысль позже подтверждена в теории стресса.
Благодаря Дарвину идея биологической эволюции впервые была принята сообществом и стала исследовательской программой, а гипотетико-дедуктивный метод построения теорий вошел в науку. Предложенный им конкретный механизм внутривидовой эволюции широко обсуждался, а эволюционизм стал академической наукой. Благодаря Дарвину бытовавшая в философии со времен Гераклита идея борьбы как мирообразующего начала была продумана до своего логического завершения, проведена через различные теории в биологии, социологии и экономике и обретает ныне свое место как глава и частный аспект общей теории развития.
Соч.: Соч. в 9 т. М.-Л., 1935-59; Gruber И. E., Barren Р. H. Darwin n Man. N. Y., 1974 (публикация ранних записей Дарвина); The Correspondence of Charles Darwin, vol. 1 —10. Cambr., 1985—97.
Лит.: Ghiselin M. T. The Triumph of the Darwinian Method. Berkeley, 1969; Clark R. W. The Survival of Charles Daiwin. L„ 1985; Чайковский Ю. В. О формировании концепции Ч. Дарвина.— В кн.: Науки в их взаимосвязи. М., 1988; Заварзин Г. А. Анти-рыкок в природе.— «Природа», 1995, № 3; Воейков В. Д. Правда Дарвина и ложь дарвинизма.—«Человек», 1997, № 3.
Ю. В. Чайковский

Источник: Новая философская энциклопедия

ДАРВИН ЧАРЛЗ РОБЕРТ

Darwin), Чарлз Роберт (12 февр. 1809 – 19 апр. 1882) – англ. биолог-материалист, основоположник науч. теории развития органич. мира (см. Дарвинизм). Род. в г. Шрусбери (Англия) в семье врача. Получив среднее образование в местной школе-интернате, поступил на мед. фак-т Эдинбургского ун-та. С ранних лет Д. с интересом наблюдал за жизнью природы, собирал коллекции животных; в ун-те принимал активное участие в работе Плиниевского студенч. науч. общества, делал первые науч. сообщения. Д. не проявил интереса к медицине; отец перевел его на богословский фак-т Кембриджского ун-та, но богословские науки интересовали юного Д. еще меньше. Он по-прежнему занимается сбором коллекций, самостоят. изучением книг по естествознанию. Особенно большое впечатление произвели на него две книги – "Личные впечатления" А. Гумбольдта и "Философия естествознания" Дж. Гершеля. Большое влияние на формирование воззрения Д. оказали профессора ун-та Дж. С. Хенслоу (ботаник) и А. Седжвик (геолог). По окончании ун-та, отказавшись от карьеры сельского священника, Д. отправился в качестве натуралиста в кругосветное путешествие на военном корабле "Бигл". Это путешествие, длившееся с 27 дек. 1831 по 2 сент. 1836, было, по признанию самого Д., самым важным событием в его жизни, определившим всю его последующую деятельность. В начале путешествия Д. считал своей гл. задачей изучение геологии. Им проведены важные геологич. описания вост. и зап. берегов Юж. Америки, Чилийских Кордильер и ряда островов. Д. сделал важные теоретич. обобщения относительно вековых движений земной коры, происхождения коралловых рифов и океанских островов. Свои геологич. исследования Д. изложил в трудах: "Строение и распределение коралловых рифов" (1842), "Геологические наблюдения над вулканическими островами" (1844), "Геологические наблюдения над Южной Америкой" (1846). Значение работ Д. по геологии столь велико, что наряду с Ч. Лайелем его называют основателем совр. геологии. Изучая побережья Юж. Америки, Д. обнаружил ископаемые остатки древних неполнозубых и грызунов, во многом отличающихся от совр. представителей этих форм. Его внимание привлекло также сходство и в то же время большое разнообразие видов животных и растений на побережье Юж. Америки и различных о-вах Галапагосского архипелага. Эти и ряд др. фактов вызвали у Д. сомнения в истинности библейской догмы о сотворении мира. В дальнейшем, анализируя данные биологии и с.-х. практики, он приходит к окончат. выводу о том, что совр. органич. мир является результатом не божеств. творения, а длительного историч. развития организмов от одной или нескольких простейших органич. форм. Через неск. месяцев по возвращении из путешествия Д. заводит спец. записную книжку о "Трансмутации видов" (1837–38); в 1842 он составляет краткий, а в 1844 более полный очерк своей эволюц. теории. Одновременно Д. работает над изданием "Дневника изысканий..." (1839; эта книга издавалась также под назв. "Путешествие натуралиста вокруг света"), "Зоологических результатов путешествия на корабле „Бигл“" (1839–1843), названных выше геологич. трудов, а в дальнейшем над 2-томной монографией "Усоногие раки" (1851–1854). В 1836–42 Д. живет в основном в Лондоне, а начиная с сентября 1842 до последних дней жизни – в своем небольшом имении в местечке Даун под Лондоном. Осн. содержание своего эволюц. учения Д. изложил в книге "Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", изданной 24 ноября 1859. В дальнейшем им был издан ряд др. монографий: "Движения и повадки лазящих растений" (1865), "Изменения домашних животных и культурных растений" (1868), "Происхождение человека и половой отбор" (1871), "Выражение эмоций у человека и животных" (1872), "Насекомоядные растения" (1875), "Различные формы цветов у растений одного и того же вида" (1877), "Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире" (1877), "Способность к движению у растений" (1880), "Образование растительного слоя земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни" (1881). Все эти книги были направлены на обоснование и дальнейшее развитие идей, высказанных в "Происхождении видов". В каждой из них анализируются сложные приспособления различных видов животных и растений к окружающей среде, а также причины и пути возникновения и развития этих видов. Будучи воспитан в семье и школе в религиозном духе, Д., по мере формирования своих эволюц. воззрений, постепенно отходит от религии на позиции атеизма и материализма. "Так, понемногу, – писал Д., – закрадывалось в мою душу неверие, и в конце концов я стал совершенно неверующим" ["Воспоминания о развитии моего ума и характера (автобиография)", М., 1957, с. 99]. Д. убежден в объективном существовании мира и присущих ему закономерностей; он признает его непрерывное движение и развитие. По своему мировоззрению Д. был стихийным материалистом и диалектиком. Однако Д. не смог до конца преодолеть нек-рые элементы идеализма и метафизики. В его трудах встречаются высказывания в духе деизма, а также метафизич. отрицание, напр., случайности, скачков и др. Будучи по своему содержанию глубоко атеистическим, учение Д. встретило самые ожесточенные нападки со стороны духовенства и части бурж. ученых. Попытки опровергнуть дарвинизм в капиталистич. странах не прекратились и в наст. время. Нек-рые из антидарвинистов, не выступая прямо против учения Д., пытаются истолковать его в духе креационизма. Решит. поддержку учение Д. нашло у Маркса, Энгельса, Ленина. Маркс указывал, что книга Д. "Происхождение видов" явилась естественноисторич. основой его взглядов (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, 1931, с. 551). Энгельс охарактеризовал теорию Д. как "сильнейший удар метафизическому взгляду на природу" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 23). Ленин писал: "... Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними..." (Соч., 4 изд., т. 1, с. 124). Основоположники марксизма вместе с тем отмечали нек-рые ошибочные стороны теории Д. (преувеличение роли перенаселенности и внутривидовой борьбы за существование, недооценка направленного воздействия среды на изменчивость организмов и т.д.). Придавая большое значение дарвинизму и видя в его авторе честного, мужественного ученого-революционера, Маркс дважды предпринимал попытку установления личного контакта с ним. В 1873 он направил Д. экземпляр франц. издания 1-го тома "Капитала", а в 1880 обратился с просьбой дать согласие Д. на посвящение ему подготовлявшегося тогда англ. издания этого труда и просмотр корректур 12-й и 13-й глав, где приводились ссылки на книги Д. Как видно из ответных писем Д., он относился к Марксу с большим уважением, но в то же время, поблагодарив его, отказался от сделанного ему предложения из опасения быть заподозренным в одобрении идей марксизма. В этом отказе сказался классово огранич. характер мировоззрения Д. По общественно-политич. взглядам он не поднялся выше англ. бурж. интеллигента. Учение Дарвина получило горячее одобрение у рус. революц. демократов: Д. И. Писарева, М. А. Антоновича, а также у прогрессивных ученых всего мира: Т. Гексли, А. Уоллеса, Дж. Гукера (Англия), К. А. Тимирязева, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, А. О. Ковалевского, В. О. Ковалевского (Россия), Э. Геккеля, Ф. Мюллера (Германия), А. Грея, Л. Бербанка (США), Янь Фу, Ma Цзюн-у (Китай), С. Осуги, А. Ока (Япония) и др. Особенно благоприятную почву для своего распространения и дальнейшего развития учение Д. нашло в СССР. Объясняется это в значит. мере тем, что идеи эволюции органич. мира получили в России довольно широкое распространение задолго до Д. Науч. труды Д., совершив переворот во взглядах на живую природу, и по сей день имеют огромное естественнонауч. и филос. значение. Важнейшие из них переведены на большинство языков мира. Похоронен Д. в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве рядом с могилой Ньютона. Соч. в рус. пер.: Иллюстрированное собр. соч., под ред. К. А. Тимирязева, т. 1–8, М., 1907–1909; Полное собр. соч., под ред. М. А. Мензбира, т. 1–4, М.–Л., 1925–29; Сочинения, т. 1–9, М.–Л., 1935–1959; Воспоминания о развитии моего ума и характера (Автобиография). Дневник работы и жизни. Полный перевод с рукописей Ч. Дарвина, вступительная статья и комментарии С. Л. Соболя, ?., 1957; The life and letters of Charles Darwin, v. 1–3, L., 1887; More letters of Ch. Darwin, v. 1–2, L., 1903; Избранные письма, M., 1950. Лит.: Энгельс ?., [Письмо] К. Марксу. Около 12 декабря 1859 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, М.–Л., 1931, с. 468; Маркс К., [Письмо] Ф. Энгельсу 19 декабря 1860 г., там же, с. 551–52; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; Тимирязев К. ?., Избр. соч., т. 2, М., 1957; Мензбир ?. ?., За Дарвина. [Сб. статей], М.–Л., 1927; Антонович М. ?., Чарльз Дарвин и его теория. С биографией и обзором его сочинений, СПБ, 1896; Некрасов А. Д., Чарлз Дарвин, М., 1957; Платонов Г., Дарвин, дарвинизм и философия, М., 1959; Prenant M., Darwin, P., 1938; Dembоwski Jan, Darwin, Warsz., 1959: Irvine W., Apes, angels and Victorians. A joint biogr. of Darwin and Huxley, L., 1955. Г. Платонов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.