ДАОШЭН
ДАОШЭН
Чжу Даошэн. 355, Цзюй-лу (на территории совр. уезда Пинсян пров. Хэбэй), - 434, Пэнчэн (совр. Сюйчжоу пров. Цзянсу). Буд. монах, переводчик, комментатор, один из идейных предшественников Чань шкалы. Родился в семье нач-ка уезда, увлекшись буддизмом, ушел из дома и принял постриг. Учился у Хуэйюаня и Кумарадживы. С 409 жил в столице гос-ва Вост. Цзинь - Цзянькане (совр. Нанкин пров. Цзянсу), проповедовал учение, синтезирующее учения о праджне (см. Божо сюэ) и нирване (см. Непань). Утверждал невозможность "воздаяния за добро" в текущей жизни, подвергал критике представления о существовании "чистой (обетованной) земли" (цзин ту, см. Цзин ту школа). Выдвинул тезис о наличии в каждом человеке качеств будды и возможности их реализации посредством "мгновенного просветления" (дунь у, см. Хуэйнэн, Чань школа, "Линьцзи лу"). За "еретич." высказывания был лишен сана и выслан из столицы. Впоследствии учение Д. было реабилитировано на основании его соответствия классич. "Нирвана сутре" ("Непань цзин") и дало основание течению кит. буддизма, приведшего к возникновению школы Чань. Из соч. Д. сохранилось "Толкование "Сутры лотоса Благого Закона" ("Мяо фа лянь хуа цзин шу", или "Фа хуа цзин шу"). Отд. высказывания Д. приводятся в буд. коммент. лит-ре и соч. его современника Сэнчжао.
ДАОШЭН
Чжу Даошэн, Ши Даошэн) (355 или 360, Пэнчэн, современный Сюйчжоу провинции Цзянсу—432 или 434, Цзянькан)—китайский мыслитель, буддийский монах, переводчик и комментатор сутр. Сформулировал основные идеи, отражающие специфику китайского буддизма, в т. ч. постулат о дунь у (внезапном просветлении). Вступил в буддийскую общину монастыря Вагуан сы. Был учеником Чжу Фатая (ум. 378). Много путешествовалпосетил все основные центры буддизма того времени: гору Лушань, Чанань и Цзянькан. Был знаком с Хуэйюанем, Санградевой, Сэнчжао, Се Линъюнем, принимал участие в переводе сутр под руководством Кумарадживы. Отстаивал идею наличия природы будды во всем сущем, за что был обвинен в ереси и в 428 изгнан из столицы. Полный перевод классической «Нирвана-сутры» подтвердил позицию Даошэна. Он был реабилитирован и в 430 возвращен в столицу. Умер во время проповеди.
Даошэн был первым, кто заговорил о внезапном просветлении (дунь у). Он доказывал, что акт осознания собственной природы будды (фо син), наличествующей у всего сущего, не может быть постепенным. Сочинения Даошэна, говорившие о бессмысленности накопления заслуг и иллюзорности представлений о рае, были откровенным выпадом против основателя школы Чистой Земли (Цин ту) Хуэйюаня. Взгляды Даошэна получили дальнейшее развитие в крупнейших направлениях китайского буддизма — Чань школе и Тяньтай школе.
Из произведений Даошэна сохранилось «Толкование «Сутры лотоса Благого Закона» («Мяо фа лянь хуа цзин шу»), фрагменты комментариев к «Нирвана сутре» («Ни хэн цзин и шу») и к «Вималакиртинирдеша сутре» («Вэй мо цзе цзин и шу»). Отдельные высказывания Даошэна приводятся в сочинениях его современника Сэнчжао.
Лит.: Мяо фа лянь хуа цзин шу (Толкование «Сутры лотоса Благого закона»).—В изд.: Сюй цзан цзин ([Киотское] дополнение к буддийскому канону), т. 150. Тайбэй, 1970; Чжунго фоцзяо сысян цзыляо сюань бань (Избр. материалы по буддийской мысли в Китае). Пекин, 1988; Liebentat W. A Biography of Chu Tao-sheng.— «Monumenta Nipponica». Tokio, 1955, № 11; Idem. The World Conception of Chu Tao-sheng.—Ibid. 1956, № 12; Kim lung-ho. Tao-shengs Commentary on the Lotus Sutra. N. Y., 1990.
M. А. Пивоварова
Даошэн был первым, кто заговорил о внезапном просветлении (дунь у). Он доказывал, что акт осознания собственной природы будды (фо син), наличествующей у всего сущего, не может быть постепенным. Сочинения Даошэна, говорившие о бессмысленности накопления заслуг и иллюзорности представлений о рае, были откровенным выпадом против основателя школы Чистой Земли (Цин ту) Хуэйюаня. Взгляды Даошэна получили дальнейшее развитие в крупнейших направлениях китайского буддизма — Чань школе и Тяньтай школе.
Из произведений Даошэна сохранилось «Толкование «Сутры лотоса Благого Закона» («Мяо фа лянь хуа цзин шу»), фрагменты комментариев к «Нирвана сутре» («Ни хэн цзин и шу») и к «Вималакиртинирдеша сутре» («Вэй мо цзе цзин и шу»). Отдельные высказывания Даошэна приводятся в сочинениях его современника Сэнчжао.
Лит.: Мяо фа лянь хуа цзин шу (Толкование «Сутры лотоса Благого закона»).—В изд.: Сюй цзан цзин ([Киотское] дополнение к буддийскому канону), т. 150. Тайбэй, 1970; Чжунго фоцзяо сысян цзыляо сюань бань (Избр. материалы по буддийской мысли в Китае). Пекин, 1988; Liebentat W. A Biography of Chu Tao-sheng.— «Monumenta Nipponica». Tokio, 1955, № 11; Idem. The World Conception of Chu Tao-sheng.—Ibid. 1956, № 12; Kim lung-ho. Tao-shengs Commentary on the Lotus Sutra. N. Y., 1990.
M. А. Пивоварова
Источник: Новая философская энциклопедия