Дао физики

Найдено 1 определение
Дао физики
«ДАО ФИЗИКИ» — книга австрийского физика-теоретика Фритьофа Капры (1976; рус. пер.: СПб., 1994). Книга состоит из 18 глав и эпилога. Основная идея автора заключается в выявлении параллелей между эпистемологическими основаниями современной физики (а также биологии, психологии и др. наук) и мистическими религиозными учениями — индуизмом, буддизмом и даосизмом. Современная физика, по его мнению, предлагает тип мировосприятия, во многом схожий с интуитивно-созерцательным подходом, характерным для духовных и философских учений Востока. Основу аргументации Капры составляют положения восточных учений, авторитетные высказывания творцов квантовой теории (Бора, Оппенгеймера, Гейзенберга), интерпретации исследователей восточных культов (Судзуки).         За прошедшие с момента издания годы книга переведена на многие языки и по сей день активно обсуждается на страницах научно-популярных изданий и интернет-форумов — эзотерических, медитационных, синергетических, атеистических, историко-научных. Оценки работы варьируются от полного неприятия как образ эзотерической, теософской литературы до восторженных отзывов, в том числе со стороны специалистов из различных областей знания — религиоведов, востоковедов, физиков, философов.         По мнению Капры, согласно современной квантовой электродинамике, как и учениям Востока, все предметы обладают текучим, изменчивым характером. И в том и в другом случае отрицается представление классической физики о том, что мир можно разложить на самостоятельные, не зависящие друг от друга части. Практически во всех восточных учениях проводится созвучная современному научному мировоззрению мысль, что мир состоит не из вещей, а из процессов. Приоритет целостного видения мира подкрепляется в работе положениями индуистов («Брахман»), буддистов («Дхармакайя» или «Татхата» — «таковость») и даосов — «Дао». Отказ современной науки от классических идеалов достижения конечного и исчерпывающего знания о мире Капра сближает с традиционным даоским недоверием к аналитическому мышлению. Наше познание остается в значительной мере иррациональным и интуитивным. Подобно тому как «человеческий рассудок не может постичь Дао», нельзя рассудочным способом постичь большинство из описываемых в современной физике квантовых эффектов. Выдвижение в восточных учениях на первый план единства объекта и субъекта сближает их с ситуацией в квантовой физике, где также нельзя избавиться от наблюдателя.         Параллели между положениями современной физики и восточных философий подкрепляются парадоксальностью как фундаментальным онтологическим свойством, в равной степени присущим как устройству самого мира, так и человеческому сознанию. Отдельные научные понятия, которые с трудом поддаются раскрытию в терминах обычного языка, интерпретируются Капрой с помощью учений восточных мистиков. Он усматривает явное сходство между представлениями о материи в виде образа космического танца бога Шивы и определенными аспектами квантово-полевой теории современной физики. В этом же ряду обнаруживаются параллели: физического вакуума — с Пустотой; образа периодически расширяющейся и сокращающейся Вселенной — с трактовками мирообразования в древней индийской мифологии; квантово-волнового дуализма — с индийскими понятиями «нада» и «бинду»; искривленного пространства — с «волосами Шивы»; гипотезы бутстрапа (от англ. bootstrap — шнуровка) в андронной физике — с притчей о нитке жемчуга Индры из «Махаяны» («первой бутстрап-моделью, порожденной вопрошающим человеческим разумом за 2500 лет до начала ядерной физики») и т.д.         Современное понимание мира, считает Капра, все больше сдвигается в сторону парадоксального и интуитивного: оно синтетичное и интровертное, холистическое и антиредукционистское. Наука все дальше уходит от эпистемологических идеалов классической эпохи и сближается с образами восточных духовных учений. В силу этого знание о мире, построенное на достижениях современной физики, сравнивается Капрой с поэзией: «это поэзия и в то же время — наука».         Интерес к «Дао физики» у массового читателя вызван ростом популярности эзотерических восточных учений в мире во второй половине 20 в. Современная наука лишь частично сохранила за собой выполнение той задачи, которая предписывалась ей в эпоху Просвещения, когда ее достижения становились одновременно основой и критики религиозного мистицизма, и утверждения торжества рационального мышления. Наука ныне не только расширила сферу необъяснимого, но и существенно усложнилась, стала во многом закрытой и непрозрачной областью знания, доступ к которому предполагает длительное специальное образование. В книге Капры, написанной доступным языком, без использования математического аппарата и сложной научной терминологии, предпринимается попытка осуществить движение в противоположном направлении — передать достижения современной науки средствами религиозной мистики, а также подвергнуть критике те рациональные основы мышления, которые привели к этим достижениям. В результате работа пополнила список массовой литературы, имеющей к реальной науке лишь отдаленное отношение, как одна из виртуозно выполненных ее религиозно-мистических интерпретаций.         Е.Н. Ивахненко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки