ДАНТЕ Алигьери

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ДАНТЕ Алигьери
1265-1321) – итальянский поэт и философ. В своем главном произведении “Божественная комедия” описывает состояние души в трех царствах потустороннего мира: аду, чистилище и раю. В этом произведении нашли отражение важнейшие черты средневекового образа мышления. В нем также прослеживается влияние идей античности, что позволяет охарактеризовать взгляды Данте как просвещенный христианский гуманизм.  

Источник: Религиоведческий словарь

ДАНТЕ Алигьери
(Dante Alighieri) — итальянский поэт и философ; р. 30.5.1265 (Флоренция) — ум. 14.9.1321 (Равенна). В своей «Divina Commedia» («Божественная комедия») Данте описывает состояние души после ее смерти в трех узаконенных католицизмом царствах потустороннего мира: в аду, чистилище и рае. Симпатия Данте к аверроизму и его метафизике света, родственной неоплатонизму, часто порицалась теологической стороной. — Другие осн. соч.: De monarchia libri tres (написано ок. 1310), нем. изд. 1913 (Repr. 1974) (рус. пер.: Монархия, 1968); II convivio (написано между 1303 и 1308), нем. изд. 1965 (рус. пер.: Пир, 1968). (На рус. яз.: Малые произведения, 1968.)
Е. Gilson. D. et la philos., Paris, 1939; E. RoonBassermann. D. u. Aristoteles. Das «Convivio» u. der mehrfache Schriftsinn, 1956; P. Boyle. D. — Philomythes and Philosophen Man in the Cosmos. Cambridge, 1981; C. Vasoli. Filosofía e politica in D. fra «Convivio» et «Monarchia», in: Letture Classensi, 9—10 (1982).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
Dante Alighieri) (между 18 мая и 17 июня 1265, Флоренция—13/14 сентября 1321, Равенна) — итальянский поэт и философ. Учился во францисканской (Санта Кроче) и доминиканской (Санта Мария Новелла) соборных школах Флоренции. Дворянин, записался в цех врачей, чтобы получить в гвельфской Флоренции политические права. При Кампальдино (1289) бился против гибеллинов Ареццо. С 1 июня до 15 августа 1300 приор флорентийской Коммуны, в 1301 посол к Бонифацию V11I. Как противник мирской власти церкви после победы черных гвельфов изгнан из Флоренции с конфискацией имущества. Эмигрант в Болонье, Падуе, Сарцане, Вероне, Равенне; между 1306 и 1309, согласно Боккаччо, посетил Париж. За одобрение итальянского похода Генриха VII (1309—13) снова заочно осужден во Флоренции; в 1316 не принял условий амнистии.
В «Новой жизни» (Vita nuova, OK. 1292) поэтико-философское мирочувствие, сложившееся в южно-французской, сицилийской, тосканской поэтических школах, вырастает у Данте до цельного мяроотношения. В неоконченном латинском трактате «О народной речи» (De vulgari eloquentia, OK. 1305) от наброска философии языка Данте переходит к апологии родного слова. Также неоконченный «Пир» (Convivio, между 1304 и 1307; 4 книги вместо задуманных 15) описывает преодоление жизненного кризиса на путях любящей мудрости и суммирует изучение Аристотеля, Аверроэса (Ибн Рушда), Фомы Аквинского; метафизика света Платона, «Ареопагитик», Роберта Гроссетеста сочетается здесь с мистической этикой пифагорейцев, Августина, Бернара Клервоского. В «Монархии» (De monarchia, ок. 1312) объединение Италии связывается с необходимым единством человечества. Церковь должна признать автономию гражданского правления и оставить власть, силу и богатство, положившись только на духовный авторитет. В «Божественной комедии» (La divina commedia, между 1307 и 1321) Данте говорит от имени мира и эпохи, он хочет «вывести живущих в этой жизни из состояния убожества и привести их к состоянию блаженства» (Письма XIII 15, 39). Тупики личной судьбы, лабиринты мира, философские искания, уроки католической веры по мере восхождения от Ада к Раю растворяются в элементарном сиянии любви, «движущей Солнце и другие светила».
Философия для Данте, как для Аристотеля и Фомы Аквинского, это прежде всего этика (политика), переходящая через любовь в онтологию, цель науки—достижимое счастье деятельного самоосуществления через развертывание добродетелей мужества, благоразумия, справедливости; мудрости наперекор фортуне. «Небесное» счастье не во власти человека и дается как благодать, однако подготавливается добродетельной практикой веры, надежды, любви. Познание природы и мира дается причастностью ума к любви, всеобщему двигателю. В историософии Данте мир с эпохи ассирийской и египетской империй охвачен порывом к единству. Успех мировой римской державы при Августе был увенчан вочеловечением Сына Божия. Будущее единение приведет к расцвету человечества, которое, избавившись от тысяч тиранов, вытряхнув зло как пыль из ковра, умерит внешнюю активность и развернет под водительством философа-монарха потенции интеллекта; Земля станет садом.
В дантовский синтез входят греко-античный идеал гармоничной полноты человека, римско-античная гражданственность и задушевность христианства; эти начала «прививаются» (Пир IV 22, 12) к народной почве романской поэзии. В художественной весомости и историческом звучании дантовского слова утверждается решающее для последующей истории необратимое отношение к природе и миру. Петрарка и Боккаччо развивали заявленную Данте тему судьбоносной поэтической правды. В 15 в. Данте стал чтимым патроном флорентийской Платоновской академии. Легко прослеживается воздействие поэтической философии Данте на художественную мысль Боттичелли, Рафаэля, Микелаиджело, Леонардо да Винчи. Романтизм опирался на Данте, сближая философию и поэзию (Шеллинг). Гегель ценил у Данте веру в познаваемость истины («Энциклопедия философских наук», § 440). Данте был идолом политической философии Рисорджименто (Маццння).
Соч.: Божественная комедия. М., 1968; Малые произведения. М. 1968.
Лит.: Данченко В. Т. Данте Алигьери. Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке (1762—1972). М„ 1973; Дантовские чтения, под ред. И. Бэлзы. М., 1968; Gilson E. Dante et la philosophie. P., 1953; Garin E. Dante e la filosofia.-, 1974, 18,4-6.

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
966.23 кб

Политический идеал Данте Алигьери в "Монархии"

Давлетшин Ирек Рашитович
Читать PDF
2.77 мб

Античный космос и христианская мистика в поэзии Данте Алигьери

Курдыбайло И. П.
Читать PDF
9.69 мб

Сонеты Данте Алигьери, Ф. Петрарки, У. Шекспира и жанр сонета в школьном изучении

Петраш Ирина Александровна
В данной статье рассматриваются особенности сонета как устойчивой поэтической формы, изучение жанра в школьном курсе литературы.
Читать PDF
116.39 кб

Платонические импликации в описании земного рая в «Божественной комедии» Данте Алигьери

Курдыбайло Инга Павловна
В статье обсуждаются возможные влияния, определившие структуру космологии «Божественной комедии» Данте в аспекте одновременного сосуществования двух раев — небесного и земного.
Читать PDF
257.48 кб

Аллюзии на «Божественную комедию» Данте Алигьери в новелле С. Д. Кржижановского «Итанесиэс»

Мансков А.А.
В статье исследуются аллюзии на произведение Данте Алигьери в новелле С.Д. Кржижановского «Итанесиэс».
Читать PDF
508.09 кб

«Божественная комедия» Данте Алигьери как начало ренессансного самосозидания человеческой души

Пукшанская Инга Павловна
В статье анализируется сочинение Данте Алигьери «Божественная комедия» как начало ренессансного формирования человеческой души.
Читать PDF
541.13 кб

Неоакмеизм как «Ренессанс» акмеизма: Данте Алигьери, И. Лиснянская, А. Тарковский, Д. Самойлов

Фетисова Екатерина Эдуардовна
Данная статья иллюстрирует на отдельных примерах отличительные черты неоакмеизма в межтекстуальной коммуникации с неоклассицизмом и акмеизмом.
Читать PDF
111.95 кб

Становление «Homo civis»: восприятие города и городская культура Флоренции в сонетах Данте Алигьери

Пило Боил Ди Путифигари Чечилия
В главных произведениях Данте Алигьери («Божественной комедии», «Посланиях», трактатах) часто звучат слова, напоминающие о долге гражданина и литератора по отношению к своему городу.
Читать PDF
1.37 мб

Гюстав Доре - художник книги: иллюстрации к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. «Ад» - траг

Челбогашева Ольга Сергеевна
Статья посвящена проблеме интерпретации литературной идеи «Ада» первой части «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265-1321) в иллюстративной серии французского гравера, живописца и мастера искусства книги XIX в.
Читать PDF
459.22 кб

«Божественная комедия» Данте Алигьери в архитектурных проектах Италии 1930-х гг. : Рисорджименто и ф

Емельянова Ирина Борисовна
Автор анализирует возникновение феномена монументализации фигуры итальянского поэта Данте Алигьери, имевшее место в XIX-XX вв.
Читать PDF
216.56 кб

Сумма о «Флорентинце и безвинном изгнаннике» или размышления над книгой «Данте Алигьери: pro et cont

Фуртай Франциска Викторовна
Современная ситуация такова, что невозможно представить ни одну культуру вне взаимодействия с другими.
Читать PDF
192.30 кб

Художественная составляющая мифа о флорентийском поэте Данте Алигьери в русской литературе XIX - XX

Гребнева Марина Павловна
В статье рассматривается художественная составляющая мифа о флорентийском поэте Данте Алигьери.

Найдено книг по теме — 1