ДАНИЕЛУ Жан

Найдено 1 определение
ДАНИЕЛУ Жан
(1905, Нёйи-сюр-Сен, пригород Парижа – 1974, Париж) – иезуит, теолог, христианский мыслитель, историк, патролог, общественный деятель, один из идеологов и активных участников II Ватиканского собора Римско-Католической церкви (1962–1965). Среднее образование получил в иезуитском коллеже на о-ве Джерси (Нормандские о-ва), высшее завершил в Сорбонне (1927; специальность: классическая филология). Среди соучеников Д. – Ж.П. Сартр и Р. Арон. В 1920-е был вхож в парижские интеллектуальные и культурные круги; среду общения составляли Ж. Кокто, Э. Мунье, Н.А. Бердяев и др. В 1929 поступил в иезуитский орден. Дальнейшее образование: 1931–1934 – философия (иезуитский факультет, о-в Джерси); 1936–1939 – теология в Лионе (иезуитский факультет, Фурвьер). Среди преподавателей и соучеников в Лионе: П. Тейар де Шарден, А. де Любак, Г. фон Бальтазар и др. В это время активно занимался изучением наследия ряда древних христианских авторов, в частности, Григория Нисского, Оригена и др., результатом чего через несколько лет стала защита докторских диссертаций в Католическом институте Парижа (по теологии, 1943) и в Сорбонне (по филологии, 1944). Д. был одним из основателей, издателей и редакторов знаменитой серии патристических текстов на древних языках с французским переводом «Христианские источники» (Sources chré- tiennes, 1942–, на сегодняшний день серия насчитывает около 600 выпусков). С этого времени начинается академическая и образовательная деятельность Д.: 1944–1969 – руководитель кафедры раннехристианской литературы и истории в Католическом институте в Париже; 1962–1969 – декан богословского факультета (там же); 1969 – епископ, а вскоре кардинал с поручением отстаивать учение Собора; 1972 – член Французской академии, а также Афинской академии и Академии Линкея в Риме; тогда же – кавалер ордена Почетного легиона. Д. называли «кардиналом интеллектуалов».
Так, незадолго до смерти, в 1973 именно он от лица Католической церкви произнес торжественное слово на похоронах Г. Марселя. Д. принадлежит к группе католических богословов, обычно называемой «Новое богословие» (Nouvelle théologie); среди них: А. де Любак, Г.У. фон Бальтазар, И. Конгар, К. Ранер и др. Он стал автором программы этого движения (Les orientations pré- sentes de la pensée religieuse, 1946; рус. пер. 2010). Одной из главных задач своего времени Д. считал восстановление основ христианской цивилизации в современном мире. Средства для ее решения он усматривал в творческом обращении к наследию древнего христианства, которое дошло до нас в виде трех содержательных обобщений: Библии, патристики и литургического наследия (ср. соотв.: нарратив, догматика, культ). Это обращение должно обогатиться современной научной методологией и учитывать общественные и духовные интересы современности. Выраженные здесь идеи не сразу получили признание в церковных кругах, однако именно они легли в основу доктрины II Ватиканского собора и, тем самым, современной доктрины католицизма. С первых крупных публикаций Д. проводит мысль о гибкости и подвижности церковной доктрины применительно к обстоятельствам времени и условиям окружающей культуры, что никоим образом не искажает ее внутреннего содержания. На примере Григория Нисского (Platonisme et théologie mystique. Essai sur la doctrine spirituelle de saint Grégoire de Nysse, 1944) он показывает, что наиболее убедительным способом изложения христианской мистики в IV в. оказывается платоническая программа. Пример богослова-эклектика, сочетающего явные черты экзегета и философа, по Д., являет Ориген (Origène, 1948). Много внимания он уделяет выявлению природы христианской герменевтики Писания, литургических таинств и опыта бытия-в-мире (Sacramentum futuri, 1950). В качестве основного инструмента указывает принцип типологии, когда одно явление поясняется через другое, имеющее с ним частичное сходство, но отличное по природе. Таков христианский символизм, одновременно вертикальный и исторический, обнаруживающий божественные явления в индивидуальном и общем опыте. На таком методологическом основании Д. строит фундаментальную историкокультурологическую концепцию «евангелизации культур», или «инкультурации христианства» в иудейской, древнегреческой и латинской цивилизациях. Ее развернутому изложению посвящена трилогия «История христианских учений до Никейского собора» (Histoire des Doctrines chrétiennes avant Nicée, I–III, 1958, 1961, 1978), а также книга «Новая история церкви» (1963). Другое применение данная методология нашла в концепции отношения христианства с современными мультикультурными образованиями и религиями. Д. формулирует теорию, согласно которой истинное религиозное познание частично обнаруживается и в нехристианских типах религиозности; единственное условие для его состоятельности заключается в сознательном самоподчинении правоте христианской доктрины. Д. исходит из своеобразно понятой антропологии, в которой фактор религиозности играет конституирующую роль, а манифестации опыта священного не ограничиваются лишь привычными для католицизма Scriptura, Traditio et Ecclesia (Писание, Предание и Церковь); они обнаруживаются и в истории, и в природе, изучаемых гуманитарными и естественными науками, а также во внутреннем мире человека, получающем свое выражение в литературе и искусстве. Размышляя о природе и характере христианского богословия, Д. говорит о языковом плюрализме и дискутивности – возможности и необходимости в богословии свободного обсуждения с использованием различных инородных дискурсов. Впрочем, их применение всегда дозировано и строго регламентировано. Д. полагал, что характерный для современности хаос в общественном сознании и калейдоскоп мировоззрений могут быть преодолены благодаря переносу внимания на единственно ценностную науку – науку о человеке; а поскольку конечную правду о человеке возвещает христианство, стало быть, роль этой науки призвана сыграть христианская мысль.
Соч.: Современные направления религиозной мысли // Наследие святых отцов в XX веке. Итоги исследований. М., 2010; Христианство и история // Философия религии: альманах (2010–2011). М., 2011; Les orientations présentes de la pensée religieuse // Études. 1946. T. 249; Platonisme et théologie mystique. Essai sur la doctrine spirituelle de saint Grégoire de Nysse. P., 1944 (1953); Origène. P., 1948 (1986); Sacramentum futuri: Études sur les origines de la typologie biblique. P., 1950; Histoire des doctrines chrétiennes avant Nicée, I. Théologie du judéo-christianisme. P., 1958 (1991); Histoire des Doctrines chrétiennes avant Nicée, II. Message évangélique et culture hellénistique aux IIe et IIIe siècles. P., 1961 (1991) (пер. отдельных глав: Платон в христианском среднем платонизме // Богословский сборник ПСТБИ. 2003. № 11; Богословие слова // Вестник ПСТГУ. 2005. № 13); Nouvelle histoire de l’Eglise. Des origines à la fin du IIIe siècle. P., 1963; Histoire des Doctrines chrétiennes avant Nicée, III. Les origines du christianisme latin. P., 1978 (1991) (частичный пер.: Символ. 1994. № 31); Essai sur le mystère de l’histoire. P., 1953 (1982) (пер. отдельных глав, р. 9–26, 261–270 // Символ. 1986. № 16). Лит.: Lebeau, P. Jean Daniélou. P., 1967; Bibliographie patristique du cardinal Jean Daniélou // Epektasis. Mélanges patristiques offerts au cardinal Jean Daniélou. P., 1972; Jean Daniélou (1905–1974), Ouvrage collectif // Axes. Recherches pour un dialogue entre christianisme et religions. T. 7 (1974–1975). P., 1975; Boysson, E. de. Le cardinal et l’hindouiste. Le mystère des frères Daniélou. P., 2008; Михайлов, П.Б. Жан Даниелу (1905–1974): кардинал, ученый, богослов // Вестник ПСТГУ. Богословие – Философия. 2009. № I: 3 (27). П.Б. Михайлов

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.