религ. имя — Читта-Ваджра;1914—1974) - сов. буддолог и религ. деятель, признаваемый последователями балагатского движения «Царем учения» (дхармараджа) и перерождением тиб. ламы Джаяксы-гэгэна. В 1934—1937 Д.—студент Ленинградского авиаприборостроительного ин-та и вольнослушатель Восточного фак-та ЛГУ. Репрессирован в 1937, освобожден и реабилитирован в 1956. С 1957—сотрудник Бур. ин-та общественных наук Бур. филиала Сиб. отд. АН СССР. Осн. работы: «Описание тибетских рукописей и ксилографов Бур. компл. научно-исслед. ин-та» (1960—65), «Источник мудрецов. Парамита и мадхьямика» (совм. с Р. Е. Пубаевым, 1968), «История Кукунора. Сочинение Сумба-Хамбо» (пер.с тиб. 1972).В 1972 Д.опять арестовывают, на сей раз «за организацию будд. секты», в 1974 он погибает в лагере. Ряд трудов Д., в т. ч. его гл. работа «Мысли буддиста» (1970), остаются неопубликованными. В. М. Монтлевич
ДАНДАРОН Бидия Дандарович
ДАНДАРОН Бидия Дандарович
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ДАНДАРОН Бидия Дандарович
(1914–1974) — русский буддолог и бурятский религиозный деятель, который под именем Читта-Ваджра (санскр. букв. Алмаз Сознания) был признан «царём Закона» (дхарма-раджа) и воплощенцем тибетского ламы Джаяксы-гэгэна, посещавшего Бурятию в 1894 и 1910 гг. Титул «царя Закона» передал Д. его первый наставник, известный противник сложившейся в Бурятии монастырской формы буддизма лама Сандан Цыденов (1851–1921, по другим источникам — 1842–1920), со здавший в 1919–1920 гг. на землях хоринских бурят теократическое государство, которое сам же возглавил как царь-лама. Это государство было разгромлено атаманом Семёновым. В 1934–1937 гг. Д. учился в Ленинграде (студент Авиаприборостроительного института и вольнослушатель Восточного факультета университета). 3 июня 1937 г. был арестован и осуждён на 10 лет, освобождён 4 февраля 1943 г., 10 ноября 1948 г. вторично арестован, реабилитирован в 1956 г. С 1957 г. — научный сотрудник Бурятского института общественных наук, автор нескольких трудов, в т.ч.: «Описание тибетских рукописей и ксилографов Бурятии» (1960– 1965), «Источник мудрецов: Парамита и мадхьямика» (1968), а также перевода с тибетского «Истории Кукунора, сочинение Сумба-хамбо» (1972). В 1972 г. его осудили «за организацию буддийской секты», и он погиб в лагере. В исследовательских статьях Д., опубликованных уже после смерти, рассматривались различные аспекты канонических тибетских текстов, в первую очередь учения Ваджраяны (Алмазной колесницы) о едином Теле Будды и его интерпретации через доктрину пяти будд.