сер. 5 в. до н.э.)—греческий софист и музыкальный теоретик, советник Перикла. Считался учителем Сократа (Diog. L. II 19). В 443 был осужден за симпатии тираническому режиму и подвергнут остракизму. Вслед за софистами признавал, что добродетели можно научить, но в отличие от них главным средством достижения этой цели считал музыку. Под влиянием идей пифагорейцев сформулировал теорию музыкального этоса, основные положения которой изложены им в речи, обращенной к членам афинского Ареопага. Согласно Дамону, музыка оказывает воздействие на нравственный характер (этос) человека, поскольку движение звуков подобно движению чувств в душе. При этом особо подчеркивалось, что действие различных мелодий и ритмов неодинаково: «свободные и прекрасные песни и танцы порождают подобный вид души, и наоборот» (Athen. 628C). Отсюда Дамон выводил социально-политическую функцию музыки: «Не бывает потрясений в стилях музыки без потрясения важнейших политических законов» (Plat. Resp. 424с). Оказал большое влияние на Платона, однако в отличие от Дамона у Платона нет указаний на связь музыки со справедливостью; в «Государстве» Платон запрещает гиполидийскийлад, изобретение которого приписывается Дамону (Ps.-Plut. De mus. 1136E4).
Фрагм.: DK l 37 AI-8, Bl-10. Лебедев. Фрагменты, с. 418-420. Лит.: Mtllace R., Mactachan (eds.). Harmonia Mundi. Rome, 1991, p. 30—53; Moutsopoulos E. La musique dans loeuvre de Platon, 2nd ed. P., 1989; Anderson W, Ethos and education in Greek music. Cambr., 1966, р. 39—42, 74—82; Lasseire F. Leducation musicale dans la Greque antique.— Idem. Plutarque, De la musique. Olte— Lausanne. 1954; /an C. von. Damon, RE, Hbbd. 8, 1901, col. 2072— 2074; buchelerf. 01 —«Rheinisches Museum» 40, 1885; WHamowiH.-Moellendoif U. von. ,— «Hermes». XIV, 319.
Э. Г. Панаиотиди