ДАЛАМБЕР Жан Лерон

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДАЛАМБЕР Жан Лерон
1717-1783) - франц. ученый и философ-просветитель. Работал вместе с Д. Дидро над созданием «Энциклопедии» (вел разделы математики и физики). Д. принадлежат выдающиеся открытия в математике, физике и астрономии. Филос. взгляды Д. носят непоследовательный, противоречивый характер. В теории познания он стоял на позициях сенсуализма, склоняясь в то же время к скептицизму. Скептицизм распространял и на религию, считая, что невозможно достоверно утверждать ни о существовании бога, ни о вечности или сотворенности материи. Д. не перешел на позиции атеизма, связывая с религией существование неизменных нравств. принципов.

Источник: Атеистический словарь

Даламбер Жан Лерон
 (1717—83) — один из представителей фр. просвещения 18 в., философ и математик. Д. — соратник Дидро, редактировал математический отдел Энциклопедии (Энциклопедисты). Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бекона. В философии Д. был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Д., мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Т. обр., Д. стоял на дуалистических позициях. Он отрицал также возможность познания вещей. В противоположность др. фр. просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой. Д. признавал бога как образующую субстанцию. Критика непоследовательного сенсуализма Д. была дана в работах Дидро, в частности в его сочинении «Сон Даламбера». Осн. философская работа Д. — «Элементы философии» (1759).

Источник: Философский словарь. 1963

ДАЛАМБЕР Жан-Лерон
16 ноября 1717, Париж—29 октября 1783, Париж) — французский философ-просветитель и математик. Вместе с Дидро был главным редактором (1751—58) «Энциклопедии», где вел также физический и математический отделы. Уход с поста главного редактора в 1758 стал следствием общественного скандала после публикации в 7-м томе ст. ДАламбера «Женева», где он противопоставил нравственную чистоту и религиозность женевских граждан и пасторов жестокости и фанатизму иезуитов. Высказанная в статье мысль о том, что театры способствуют формированию нравственности, вызвала резкий простеет Руссо («Письмо к ДАламберу о зрелищах»), отрицательно относившегося к достижениям цивилизации, в т. ч. к наукам и искусствам. Продолжая после 1758 руководить физико-математическим отделом «Энциклопедии», ДАламбер написал для нее ряд статей по математике.
Философские взгляды ДАламбера изложены в работах «Элементы философии» (LEssai sur les elements de philosophie... 1759) и «Очерк о происхождении и развитии наук» (вступительная статья к «Энциклопедии», 1751, рус. пер. 1910). Вслед за Ф. Бэконом ДАламбер хотел представить наиболее полную классификацию наук, основывающуюся на отличии воображения от памяти и рассудка. Наряду с качественно однородной материей ДАламбер признавал нематериальную активную субстанцию, проявляющуюся в духовной деятельности человека; ощущения зависят от воздействия этого духовного начала, составляющего суть человеческого Я. Отрицая возможность проникновения мыслью в сущность вещей, свое сомнение он распространял и на существование Бога. Философские взгляды ДАламбера были подвергнуты критике Дидро в его знаменитой трилогии («Разговор ДАламбера с Дидро», «Сон ДАламбера», «Продолжение разговора»). Политические убеждения ДАламбера были умеренными: он выступал против феодально-сословной иерархии и в защиту «справедливой» собственности представителей третьего сословия. Он ориентировался на просвещенную монархию, состоял в переписке с Екатериной II и даже был приглашен ею на роль воспитателя наследника Павла.
ДАламбер внес серьезный вклад в развитие фундаментальных принципов современной механики, его труды вместе с работами Эйлера, братьев Бернулли и Клеро заложили основания математической физики. Ему принадлежат классические работы по теории движения жидкости, задаче трех тел, нутации Земли, движению Луны, движению ветра, по теории музыки и др. В механике стремился обойтись без понятия силы, имевшего для него сильный «метафизический привкус». Математические работы ДАламбера основаны на принципе непрерывности Лейбница, позволившем ему ближе всего подойти к современному пониманию предела.
ДАламбер был почетным секретарем Французской академии, Академии наук и большинства научных академий Европы.
Соч.; Oeuvres completes, t. 1—5. P., 1821—22; Traite de lequilibre et du mouvement des fluides. P., 1944; Динамика. M.—Л., 1950. Лит.: Литвинова ДАламбер. Его жизнь и научная деятельность. СПб., 1891; Вилечтнер Г. История математики от Декарта до середины XIX столетия. М., 1966; Добровольский В. А. ДАламбер. М., 1968; Briggs J. M. DAlembert: Mechanics, Matter and Morals. N. Y.. 1962.
Г. Б. Длугм

Источник: Новая философская энциклопедия