ДАЙ ЮАНЬПЭЙ
ДАЙ ЮАНЬПЭЙ
Дай Хэцин, прозв. Цзыминь. 1868, Шаосин пров. Чжэц-зян, - 1940. Революционер-демократ, педагог, мыслитель. Имел высшую в старом Китае ученую степень цзиньши, состоял в Ханьлинь академии. Сначала примыкал к сторонникам умеренных реформ, впоследствии стал на позиции антимонархич. революции. В 1902 вместе с Цзян Чжию и др. основал "Кит. союз просвещения" (Чжунго цзяоюйхуэй), став его пред. В 1904 в сотрудничестве с Тао Синчжаном организовал и возглавил "Союз возрождения славы" (Гуанфухуэй). В 1905 вступил в "Объединенный союз" (Тунмэнхуэй) Сунь Ятсена, возглавив его шанхайское отд. С 1907 изучал философию, психологию и эстетику в Германии. После антимонархич. Синьхайской революции 1911 - 12 был министром просвещения Временного прав-ва в Нанкине, с 1917 - ректором Пекинского ун-та, ставшего оплотом "движения за новую культуру". Впоследствии был чл. Центр. контрольного совета Гоминьдана, ректором Гл. ин-та Центр, прав-ва в Нанкине, директором Центр, исследовательского ин-та. С началом агрессии Японии против Китая выступил за решительный отпор ей, вместе с Сун Цинлин (женой Сунь Ятсена), Ян Синфо и др. организовал "Кит. лигу защиты нар. прав" (Чжунго минь цюань баочжан тунмэн). Осн. филос. соч. - "Дуйюй цзяоюй фанчжэнь чжи инцзянь" ("Мнение по поводу курса в обл. просвещения"), "Шицзегуань юй жэнь-шэнгуань" ("Мировоззрение и жизнесозерца-ние"), "Чжэсюэ юй кэсюэ" ("Философия и наука"), "Мэйюй юй жэньшэн" ("Эстетич. воспитание и человеч. жизнь") и др. Филос. взгляды Ц.Ю. складывались под воздействием философии И. Канта. Выделял в окружающем мире два плана - феноменальный мир и реальный мир. Феноменальный мир дихотомичен, подчиняется причинно-следственным ограничениям, имеет пространственно-временную протяженность и опытно познаваем. Реальный мир абсолютен, выходит за границы причинно-следственных закономерностей, имеет внепространственную и вневременную природу, а его постижение возможно только путем непосредств. созерцания. Реальный мир, по Ц.Ю., м.б. назван дао, "Великим пределом" (тай цзи), "духом" (шэнъ [1]), "сознанием мрака" (хэйань чжи иши), или "бессознательной волей" (уиши чжи ичжи), т.е. является своего рода "представлением", "идеей" (гуаньнянь). Феномен (сяньсян) и реальность (шити), будучи двумя планами одного мира, не антагонисты, между ними нет непреодолимой границы; реальный мир м.б. познан. *Ц.Ю. сяньшэн цюаньцзи (Поли. собр. соч. г-на Ц.Ю.). Тайбэй, 1958; Ц.Ю. сюаньцзи (Избр. соч. Ц.Ю.). Пекин, 1959; Ц.Ю. цюаньцзи (Поли, собр. соч. Ц.Ю.). Пекин, 1984 - 9. Хэ Чэнсюань