ДАЙ КУЙ
ДАЙ КУЙ
Дай Аньдао. Ок. 330, Цяоцзюньчжи (совр. Сусянь, пров. Аньхой),- 395. Ученый, скульптор, художник из гос-ва Вост. Цзинь. Отказывался поступить на гос. службу в знак протеста против падения нравов при дворе и в стране. Осн. соч. - "Чжу линь ци сянь лунь" ("Рассуждения семи мудрецов из бамбуковой рощи"), частично сохранившееся в сб. "Цюань Цзинь вэнь" ("Полное собр. произв. из гос-ва Цзинь"). Сведения о жизни и творчестве Д.К. вошли в "Цзинь шу" ("Историю дин. Цзинь", 7 в.) и в "Гуан хун мин цзи" (7 в.). С атеистич. позиций выступал против традиц. идеи воздаяния и особенно - против буд. доктрины воздаяния за добрые поступки при последующих перерождениях (см. Луньхуэй, Е). Вел письменную полемику с известным буд. наставником Хуэйюанем ("Ши и лунь"- "О сомнениях в буддизме", "Юй Юань фаши шу" - "Послание к учителю Закона [Хуэй] Юаню"). Выделял две составляющих человеч. личности- "[индивид.] природа" (син [11), с к-рой человек рождается, и "пневма" (ци III), пять видов к-рой (см. У син [1]) могут в процессе воспитания изменять человека. Предопределенные т.о. качества "[индивид.] природы" и "пневмы" сказываются на долголетии человека, его интеллектуальных возможностях и т.п. Но несчастья и благосостояние зависят от того, как складываются конкретные и во многом случайные обстоятельства. Учение о воздаянии за добро и зло следует понимать как "духовные поучения совершен немудрых" (см. Шэн [1]) относительно предпочтительности добрых дел, но не как доктрину власти духов. Отрицал возможность существования духовных структур (см. Шэнь [I], Хунь по) без "[телесной] формы" (син [2]). Взгляды Д. К. оказали влияние на формирование доктрин естеств. детерминизма "предопределения/жизненности" (лшн [1]) и "смертности души" (см. "Шэнь ме лунь"). Хэ Чэнсюань