ДАЙ ЦЗИТАО

Найдено 1 определение
ДАЙ ЦЗИТАО
Дай Лянби, Дай Чжуаньсянь, Сюаньтан, псевд. Дай Тяньчоу, прозе. Сяоюань. 1890 (или 1891), Гуанхань пров. Сычуань, - 11.2.1949, Гуанчжоу. Обществ. и политич. деятель, один из идеологов партии Гоминьдан. Получил традиц. кит. образование, учился в Японии (1905 - 9). После возвращения в Китай стал гл. ред. газеты "Тяньдобао". В 1911 вступил в Тунмэнхуэй ("Объединенный союз"), организованный Сунь Ятсеном. С 1912 (или 1913) стал личным секретарем Сунь Ятсена. В июне 1916 вместе с Шэнь Сюаньлу основал журн. "Синьци пинлунь", опубликовал большое число материалов о социализме, о рабочем движении в Китае и мире. На I съезде Гоминьдана (1924) избран чл. ЦИК и назначен зав. отд. пропаганды. С 1928 - пред, экзаменационного юаня (департамента, ведавшего назначениями на гос. должности). Покончил жизнь самоубийством. После смерти Сунь Ятсена предложил свою трактовку его идейного наследия, выступая против политики "новых трех нар. принципов" (союза с Россией, союза с компартией, поддержки рабочих и крестьян). Считал, что только "чистые три нар. принципа" (см. Сунь Ятсен) - единств, путь к спасению Китая. Взгляды Д.Ц. были использованы Чан Кайши в качестве теоретич. обоснования разрыва с КПК (1927). В статьях "Саньминьчжу чжи чжэсюэ цзи-чу" ("Филос. основы трех нар. принципов"), "Гоминь гэмин юй Чжунго Гоминьдан" ("Нац. революция и кит. Гоминьдан") и др. представил "три нар. принципа" как целиком вытекающие из кит. "ортодокс. идеи" и имеющие преемственность с учением о "гуманности" (жэнь [2]) Конфуция. Центральным в них Д.Ц. считал принцип "нар. благоденствия" (или "нар. благосостояния"), к-рый, по его представлениям, является прямым наследованием конф. Идеи идеального об-ва и выражением "философии нар. благосостояния" (миньшэн чжэсюэ). Считал "нар. благоденствие" проявлением вселенской добродетели, а "гуманность" - филос. основой "нар. благоденствия". Представляя свои взгляды как выражение интересов всей нации, Д.Ц. призывал к возрождению Китая на основе социальной гармонии. Опираясь на идеи китаецентризма, исключительности кит. нации, он абсолютизировал националистич. ядро социальной философии Сунь Ятсена. Пытаясь соединить традиц. представления о ведущей роли гос-ва в социально-экономич. жизни об-ва с достижениями промышленной цивилизации, отвергал капиталистич. развитие по зап. образцу со свойственными ему социальными противоречиями и классовыми антагонизмами. Гарантами должного развития Китая являлись, по его мнению, гос-во и воспитание народа в духе конф. морали. Отрицая зап. влияние на идеи Сунь Ятсена и исходя из превосходства традиц. социально-политич. ин-тов, культурных и морально-этич. ценностей кит. цивилизации, Д.Ц. выступал как против империализма и установления буржуазно-демократич. республики, так и против марксизма и КПК. Отмечая "наличие общей цели и полное совпадение по характеру" принципов "нар. благоденствия" и коммунизма, в то же время указывал на их отличия в филос. основах и методах осуществления, полагая, что материалистич. взгляд на историю "не может объяснить нац. революцию через соединение всех классов во имя революции". Взгляды Д.Ц. оказали существенное влияние на формирование и развитие офиц. идеологич. доктрины Гоминьдана. *Д.Ц. сяньшэн вэньцунь (Собр. соч. Д.Ц.). Т. 1 - 4. Тайбэй, 1959; Дай Тяньчоу вэньцзи (Собр. соч. Дай Тяньчоу). Тайбэй, 1962; Д.Ц. цзи (Собр. работ Д.Ц.). Тайбэй, 1963; Д.Ц. сяньшэн вэньцунь цзай сюйбянь (Приложение к Собр. соч. Д.Ц.). Тайбэй, 1968; **Меликсетов А.В. Социально-экономич. политика гоминьдана. 1927 - 1949. М., 1977. С. 47 - 48; Корсун В.А. Общественно-политич. взгляды Д.Ц. и эволюция кит. национализма. Канд. дис. М., 1980; Новейшая история Китая. 1928 - 1949. М., 1984. С. 336 - 41. А.В. Виноградов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь