Дай Дуныоань, 1723—1777) - кит. философ-материалист. Возглавлял одну из группировок филос. течения «Хань Сюе», провозгласившего возврат к изучению конфуц. классиков в редакции периода Хань и направленного против сунского неоконфуцианства. Д. Ч. отвергал идеа-листич. трактовку неоконфуциан-цами «Ли» - закона как высш. начала, ниспосланного небом и предшествовавшего вещам. Материальной основой мира являются частицы ,Ди», а их движение и изменения приводят к беспрерывному возникновению жизни.
ДАЙ ЧЖЕНЬ
ДАЙ ЧЖЭНЬ
Источник: Атеистический словарь
ДАЙ ЧЖЭНЬ
род. 19 янв. 1724, Сюнин, пров. Аньхой - ум. 1 июля 1777, Пекин) - кит. философ-материалист. Мир, в котором взаимодействуют два начала - идеальное Ли и материальное Ци, - по Дай Чжэню, находится в постоянном процессе развития, становления. Благодаря действию противоположных сил - положительного Ян и отрицательного Инь (см. Ян и Инь) - процесс движения в мире вечен и неотделим от природы, а явления подчинены естественной необходимости. Отрицал существование врожденного знания, которое предлагал подвергать опытной проверке.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Дай Чжэнь
(1723—77) —кит. философ-материалист. Много внимания уделял изучению естественных наук, особенно математики и астрономии. Согласно учению Д. Ч. природа вечна и существует независимо от человеческого сознания. Отвечая на вопрос о взаимоотношении двух осн. понятий неоконфуцианской натурфилософии — идеального «ли» и материального «ци», Д. Ч. заявлял, что «ци» первично, а «ли» вторично. Мир находится в постоянном процессе становления и развития. Движение он объяснял взаимодействием противоположных сил: положительного ян и отрицательного инь. Их действие вечно, неуничтожимо и неотделимо от природы. Все явления и вещи подчинены естественной необходимости. Признавая основой познания ощущения, Д. Ч. отрицал существование «врожденного знания». Он говорил о необходимости опытной проверки общих выводов. В своих общественно-политических взглядах высказал положение о том, что освобождение народа зависит от развития просвещения и нравственного самоусовершенствования личности.
Источник: Философский словарь. 1963
ДАЙ ЧЖЭНЬ (Дай Дунъюань, Дай Шэньсю)
19 января 1723, Сюнин провинции Аньхой— 1 июля 1777, Пекин)— китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного (Ваиь пай) из двух главных направлений «ханьского учения» (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классической литературы «Сы ку цюань шу» («Полное собрание всех книг по четырем разделам»). В 1775 за научные заслуги получил высшую ученую степень — цзиньши и звание академика академии Ханьлинь. Развивал методологию «[филологически] доказательного исследования» (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Собственные взгляды .Дай Чжэнь излагал в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их предшествовавшим комментариям, искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями. Главные философские сочинения Дай Чжэня—«Мэн-цзы цзы и шу чжэн» («Значения слов «Мэн-цзы» в комментариях и свидетельствах») и «Юань шань» («Обращение к началу добра»).
Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня — стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Основополагающее для неоконфуцианства противопоставление «надформенного» дао «подформенным» «орудиям» он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой «пневмы» (ци): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, «порождающей порождения» (шэн шэн) по законам сил шьян и «пяти элементов» (у син) и, с другой — уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэиь обосновывал включение «пяти элементов» в понятие дао. «Индивидуальная природа» каждой вещи, по Дай Чжэню, «естественна» и определяется «добром» (шань), которое порождается «гуманностью», упорядочивается «благопристойностью» и стабилизируется «должной справедливостью». Космологически «добро» проявляется в виде дао, «благодати» («добродетели»— дз) и «принципов» (ли), а антропологически—в виде «предопределения» (мин), «индивидуальной природы» и «способностей» (цай). Выступая против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960—1279) противопоставления «принципов» «чувствам» и «желаниям». Дай Чжэнь утверждал их неразделимость. «Принципе—то неизменное, что специфично для «индивидуальной природы» каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествующих неоконфуцианцев он считал, что «принципы» в явном виде не присутствуют в человеческой психике — «сердце» (синь), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирикоаналитического подхода как в познании, так и в практике. Его труды, малопопулярные в свое время, вызвали интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции.
Соч.: Мэн-цзы цзы и шу чжэн (Значения слов «Мэн-цзы» в комментариях и свидетельствах). Пекин, 1956; Юань шань (Обращение к началу добра). Пекин, 1956.
А. И. Кобзев
Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня — стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Основополагающее для неоконфуцианства противопоставление «надформенного» дао «подформенным» «орудиям» он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой «пневмы» (ци): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, «порождающей порождения» (шэн шэн) по законам сил шьян и «пяти элементов» (у син) и, с другой — уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэиь обосновывал включение «пяти элементов» в понятие дао. «Индивидуальная природа» каждой вещи, по Дай Чжэню, «естественна» и определяется «добром» (шань), которое порождается «гуманностью», упорядочивается «благопристойностью» и стабилизируется «должной справедливостью». Космологически «добро» проявляется в виде дао, «благодати» («добродетели»— дз) и «принципов» (ли), а антропологически—в виде «предопределения» (мин), «индивидуальной природы» и «способностей» (цай). Выступая против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960—1279) противопоставления «принципов» «чувствам» и «желаниям». Дай Чжэнь утверждал их неразделимость. «Принципе—то неизменное, что специфично для «индивидуальной природы» каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествующих неоконфуцианцев он считал, что «принципы» в явном виде не присутствуют в человеческой психике — «сердце» (синь), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирикоаналитического подхода как в познании, так и в практике. Его труды, малопопулярные в свое время, вызвали интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции.
Соч.: Мэн-цзы цзы и шу чжэн (Значения слов «Мэн-цзы» в комментариях и свидетельствах). Пекин, 1956; Юань шань (Обращение к началу добра). Пекин, 1956.
А. И. Кобзев
Источник: Новая философская энциклопедия
ДАЙ ЧЖЭНЬ
Д а й Д у н - ю а н ь) (19янв. 1723 – 1 июля 1777) – кит. ученый и философ-материалист. Автор многочисл. трудов по астрономии, математике, лингвистике и истории. Филос. проблемам посвящены соч. "О природе добра" ("Юань шань"), "Комментарии на Мэн-цзы" ("Мэн-цзы цзы и шу чжэн") и "Собрание сочинений Дай Дун-юаня" ("Дай Дун-юань цзи"). Д. Ч. дал материалистич. трактовку важнейшей категории дао, отмечая, что дао – это понятие, указывающее на реальные тела, а инь (отрицательное), ян (положительное) и пять первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь и земля) представляют собой реальные тела дао ("Комментарии на Мэн-цзы", цзюань 1). Являясь "сущностью" вещей, дао беспрестанно изменяется, за рождением следует смерть, за смертью – рождение; дао и есть то, благодаря чему образуются и изменяются небо и земля ("О природе добра", цзюань 1). Категорию ли Д. Ч. рассматривал как "порядок", доступный познанию, и выступал против идеалистич. концепции сунских философов Чэн И и Чжу Си, согласно к-рой ли является идеальной первоосновой мира. Рассматривая природу ("естественное"), Д. Ч. полагал, что ей присущ закон "необходимости". Правильно постигнутая природа (естественность) и является необходимостью. "Необходимость и естественность – это не две различные вещи. Полное и до конца постижение естественного, и притом без погрешностей – это и будет необходимость" ("Сюйянь", Вступление, цзюань 1). Согласно Д. Ч., "отличие человека от животного в том и состоит, что человек может познать необходимость, а все животные в состоянии лишь следовать своей природе (естественному)" ("Комментарии на Мэн-цзы", цзюань 1). Д. Ч. считал ощущения (цзюэ) и разум свойством телесного жизненного склада (нэн) человека. Когда способности ощущения нормальны и согласуются с качествами "вселенной", тогда разум достигает наивысшего совершенства (см. "Дай шии шу"– "Сочинения, оставленные Дай Чжэнем", раздел Вэньцзи, III, 10, 1). Сравнивая познание со светильником, освещающим вещи, Д. Ч. считал, что освещенность предметов зависит также и от них самих. Т. к. ошибки и заблуждения, по словам Д. Ч., происходят от человеч. темноты, то, чтобы избежать их, необходимо просвещение, к-рое восполнит недостатки разума и приведет к мудрости. Вопросы социальной жизни Д. Ч. решал как гуманист. Он полагал, что строгое разделение между "законом неба" ("природы") и "людскими желаниями" (голодом, тоской, дружбой, любовью), которое проводили Чэн И и Чжу Си, противоречит истине, так как в действительности закон природы (ли) содержится в человеческих желаниях; ли и есть человеческие чувства. Нет ничего, что не соответствовало бы человеческим чувствам и в то же время соответствовало ли ("Комментарии на Мэн-цзы", цзюань 1). Д. Ч. считал, что в понимании сунского конфуцианства ли (закон) служил орудием в руках господствующих классов, посредством к-рого они делили людей на знатных и подлых, старших и младших, высших и низших, устанавливали определенные порядки для подчинения угнетенных. "Поздние конфуцианцы посредством ли убивают людей" (там же). Своим протестом против феодального режима и борьбой против идеализма Д. Ч. оказал значительное влияние на прогрессивных мыслителей Китая 19 в. Лит.: Хоу Вай-лу, Чжунго цзаоци цимэн сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956; Радуль-Затуловский Я. Б., Дай Чжэнь – выдающийся китайский просветитель, "Вопросы философии", 1954, No 4. Жун Чжао-цзу. Китай.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ДАЙ ЧЖЭНЬ
Дай Дунъюань, Дай Шэньсю. 19.1.1723, Сюнин пров. Аньхой,- 1.7.1777, Пекин. Философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух гл. направлений "ханьского учения" (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классич. лит-ры "Сы ку цюань шу" ("Поли. собр. всех кн. по четырем разд."). В 1775 за науч. Заслуги без экзаменов (к-рые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика Ханьлинь академии.. Развивал методологию "[филологически] доказательного исследования" (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Д.Ч. излагал собств. взгляды в текстология, коммент. к конф. классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даос.-буд. влияниями коммент. предшествовавших конфуцианцев (Чэн [братьев]- Чжу [Си] школы, Лу [Цзюаня]- Ван [Янмина] школы). Гл. филос. соч. Д.Ч.- "Значения слов "Мэн-цзы" в коммент. и свидетельствах" ("Мэн-цзы цзы и шу чжэн") и "Обращение к началу добра" ("Юань шань"). Осн. тенденция теоретич. построений Д.Ч.- стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от "Си цы чжуани" и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление "надформенного" (син эр шан, см. Син [2]) дао "подформенным" (син яр ся) "орудиям" (ци [2]) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой "пневмы" (ци [1]): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, "порождающей порождения" (шэн шэн) по законам сил инь ян и "пяти элементов" (у син [1]) и, с др. - уже оформившейся в множества конкр. устойчивых вещей. Д.Ч. обосновывал включение "пяти элементов" в понятие "дао" определением последнего термина, имеющего филологич. значения "путь", "дорога", с помощью этимологич. компонента иероглифа дао - графич. элемента (в др. написании - самост. иероглифа) син [3] ("движение", "действие", "поведение"), входящего в термин "у син [1]" ("Мэн-цзы цзы и шу чжэн", цз. 2). "Индивид, природа" (син [1]) каждой вещи, по Д.Ч., "естественна" (цзы жань) и определяется "добром" (шань), к-рое порождается "гуманностью" (жэнь [2]), упорядочивается "благопристойностью" (ли [2]) и стабилизируется "должной справедливостью" (и [1]). Космологически "добро" проявляется в виде дао, "благодати" ("добродетели" - дэ [1]) и "принципов" (ли [1]), а антропологически - в виде "предопределения" (мин [1]), "индивид, природы" и "способностей" (цай) ("Юань дао", цз. 1). Д.Ч. выступал против канонизированного неоконфуцианством пер. правления дин. Сун (960- 1279) противопоставления "принципов" "чувствам" (цин [2]) и "желаниям" (юй, см. Тянь), утверждая, что "принципы" неотделимы от "чувств" и "желаний". "Принцип"- то неизменное, что специфично для "индивид, природы" каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшеств. неоконфуцианцев Д.Ч. считал, что "принципы" в явном виде не присутствуют в человеч. психике - "сердце" (синь [1]), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Д.Ч., различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Д.Ч. обосновывал приоритет эмпирико-аналитич. подхода как в познании, так и в практике. Малопопулярные в свое время труды Д.Ч. вызвали интерес к себе в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умонастроениям значит, части кит. интеллигенции. *Мэн-цзы цзы и шу чжэн. Пекин, 1956; Юань шань. Пекин, 1956; **Радуль-Затуловский Я.Б. Д.Ч.- выдающийся кит. просветитель // ВФ. 1954. №4; Кобэев А.И. Китай // История политич. и правовых учений XVII - XVIII вв. М., 1989; Ху Ши. Дай Дунъюань дэ чжэсюэ (Философия Дай Дунъюаня). Тайбэй, 1963; Ван Мао. Д.Ч. чжэсюэ сысян яньцзю (Исслед. филос. мысли Д.Ч.). Хэфэй, 1980; Юй Инши. Лунь Д.Ч. юй Чжан Сюэчэн (О Д.Ч. и Чжан Сюэчэне). Тайбэй, 1980; Wilhelm R. Der Philosoph Dai Dschen // Chinesisch - Deutscher Almanach. 1932. S. 6- 13; FreemanM. The Philosophy of Tai Tung-yuan // JNCBRAS. 1933. Vol. 64. P. 50 - 71; Yii Ying-shih. Tai Chen and Chu Hsi Tradition // Essays in Commemoration of the Golden Jubilee of the Fung Ping Shan Library. Ed. by Chan Ping-leung et al. Vol. 2. Hong Kong, 1982. P. 376 - 392. А.И. Кобзев