(1717, Париж – 1783, там же) – философ-просветитель и математик. Вместе с Д. Дидро был главным редактором (1751–1758) «Энциклопедии», где также вел физический и математический отделы. Философские взгляды Д. изложены в работах «Элементы философии» (1759) и «Очерк о происхождении и развитии наук» (вст. ст. к «Энциклопедии», 1751; рус. пер. 1910). Вслед за Ф. Бэконом Д. хотел представить наиболее полную классификацию наук, основывающуюся на отличии воображения от памяти и рассудка. Наряду с качественно однородной материей Д. признавал нематериальную активную субстанцию, проявляющуюся в духовной деятельности человека. Отрицая возможность проникновения мысли в сущность вещей, он распространял свои сомнения и на существование Бога. Философские взгляды Д. были подвергнуты критике Дидро в его знаменитой трилогии («Разговор Д’Аламбера и Дидро», «Сон Д’Аламбера», «Продолжение разговора»). Политические убеждения Д. были умеренными: он выступал против феодально-сословной иерархии в защиту «справедливой» собственности представителей третьего сословия.
Соч.: Динамика. М.; Л., 1950; Oeuvres complètes. V. 1–5. P., 1821–1822. Лит.: Литвинова, Е.Ф. Д’Аламбер. Его жизнь и научная деятельность. СПб., 1891; Добровольский, В.А. Д’Аламбер. М., 1968; Briggs, J. M. D’Alembert: Mechanics, Matter and Morals. N.Y., 1962; D’Alembert: un bicentenaire // Pensée. Mai–juin 1984. № 239. Т.Б. Длугач